В эфире ток-шоу Латвийского радио 4 «Александр-студия» Чаловский впервые рассказал, чем ему запомнилось время, проведенное в Рижской центральной тюрьме, пока шло следствие по его делу.
И это, вообще, ужасно, когда можно ходить в душ только один раз в неделю. Можно сказать, там абсолютная антисанитария», — сказал Чаловский.
По его признанию, из-за таких условий содержания можно смело обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), однако тогда ему было не до этого — ведь за инкриминируемые деяния ему грозил огромный тюремный срок в США.
«Многие обращаются и многие выигрывают. Но этим нужно заниматься, этим нужно интересоваться, а меня на тот момент интересовало решение именно моей проблемы. Я недостаточно знаю законодательство. Например, что на окнах не должно быть двойных решеток — с этим поспорили и парень выиграл этот суд. Но, к примеру, то, что в душ можно ходить раз в неделю, а домой можно позвонить только на пять минут и тоже раз в неделю — это считается нормой. Это тот самый минимум, который предоставляется.
В правилах написано, что звонить можно от пяти минут в неделю, но больше пяти минут никто не получит», — отметил Чаловский.
В ЕСПЧ Чаловский, уже ставший известный широкой общественности как «имантский хакер», обратился после того, как правительство Латвии решило выдать его США. Европейский суд приостановил это решение и ввел временный запрет на экстрадицию. Позже Чаловский, однако, решил добровольно отправиться в США и предстать перед судом. Вскоре его арестовали и доставили в досудебное тюремное учреждение в Нью-Йорке.
«Честно говоря, я ничего не предполагал. Это был как прыжок в воду, когда не видно дна. Примерно так оно и было. То, что я увидел, абсолютно не соответствовало каким-то моим ожиданиям и тому, что показывают в кинофильмах — железные двери, все пытаются друг-друга убить... Абсолютно такого не было. [...] Manhattan Correction Center (MCC) — досудебная тюрьма наиболее строго режима. Про нее говорят, что это самая жестокая тюрьма с самыми не лучшими условиями. Это здание находится в самом центре Нью-Йорке, у Бруклинского моста. Многие даже не могут подумать, что там тюрьма. [...] Это было помещение, рассчитанное на 96 человек, все были распределены по два человека в камере. На день выпускали, но никакого свежего воздуха не было, никакого солнечного света, были окна, через которые невозможно было что-то увидеть. Абсолютно маленькие камеры по 4-6 квадратных метров на двух человек, двухэтажные койки. Спать днем позволялось.
Стандартная роба была коричневого цвета. В принципе, там все в двух цветах — былом и сером. У провинившихся, нарушивших режим, были оранжевые формы», — рассказал Чаловский.
В беседе с радиостанцией он рассказал, как была заключена сделка со следствием.
«[Американская] прокуратура обвинила меня в создании маленькой части [вируса Gozi], за которую я получил определенную сумму (было сказано, что 1 тыс. долларов). Мы пришли к соглашению, что я соглашаюсь с предположением прокуратуры и еду домой через три месяца. Пойти по этому пути мне подсказал адвокат. [...]
Сейчас я нахожусь в статусе абсолютно свободного человека, претензий у американских властей нет никаких.
Более того, латвийские правоохранительные органы признали, что я ничего криминального не совершал», — подчеркнул Чаловский.
Сегодня, по собственному признанию Дениса, у него все хорошо: есть семья, интересная работа в Обществе врачей Латвии, устроена личная жизнь. Несмотря ни на что, остается патриотом Латвии. А о своих прошлых злоключениях рассуждает философски: «Возможно, это был для меня урок от Бога».
В 2011 году федеральные прокуроры США выдвинули Чаловскому обвинение в создании и распространении компьютерного вируса Gozi. Этим вирусом было заражено больше миллиона компьютеров по всему миру, в том числе 40 000 в США. Вирус попал даже в компьютеры NASA.
По данным прокуратуры США, вирус был использован, чтобы добраться до личной информации банковских счетов и похитить миллионы долларов.
На основании этих обвинений США попросили Латвию о выдаче Чаловского.
Помимо Чаловского, обвинения были предъявлены гражданину России Никите Кузьмину и гражданину Румынии Михаю Паунеску.
Никита Кузьмин предстал перед судом в мае 2011 года, признав свою вину и сотрудничая со следствием. В свою очередь, Паунеску был задержан в Румынии в 2012 году, но он все еще судится против выдачи в США.
Согласно обвинению, автором компьютерного вируса Gozi является Кузьмин, а Чаловский написал часть кода вируса.
В свою очередь, Паунеску возглавлял систему распространения вируса.
Источник - lr4.lsm.lv