Эти вещества значительно увеличивают число смертей от наркотиков в регионе, - сообщается в докладе EUDA.
В Латвии и Эстонии - почти 90% "овердозов" ЕС
Сильные синтетические опиоиды в настоящее время непропорционально влияют именно на страны Балтии, - констатирует EUDA.
* в 2023 году все случаи конфискации карфентанила и 86% случаев конфискации нитазенов в ЕС были зафиксированы именно в Эстонии, Латвии и Литве, что составило 96% от общего объёма конфискованных нитазенов в ЕС4;
* по имеющимся оценкам, распространённость употребления опиоидов в Латвии и Литве превышает среднеевропейский уровень — 3 человека на 1000 в возрасте от 15 до 64 лет.
* в 2023 году нитазены были связаны по меньшей мере со 150 смертельными случаями в пяти странах ЕС, причём 132 случая — или 88% — произошли в Эстонии и Латвии.
От чего умирают чаще всего
С 2019-го года в Эстонии и Латвии всё чаще выявляются нитазены, которые то и дело упоминаются в судебно-медицинских и токсикологических отчётах как причина смерти от передозировки.
В Эстонии и Латвии нитазены во многом заменили фентанил и его производные, тогда как в Литве по-прежнему преобладает карфентанил — это отражает региональные различия в поставках и распространении.
Появляются и новые синтетические опиоиды, что подтверждает способность рынка адаптироваться. Нитазены, как правило, поступают из Китая через почтовые и курьерские службы, а карфентанил, вероятно, из России — через сухопутные пути в Литву.
Кроме того, в докладе EUDA отмечается, что латвийские преступные группировки, по-видимому, играют значительную роль в незаконной торговле и распространении синтетических опиоидов. При этом возрастающее значение цифровых платформ, в том числе зашифрованных мессенджеров, ещё больше усложняет работу правоохранительных органов.
Участники фокус-групп в Латвии сообщили, что нитазены в основном импортируются в виде чистого порошка из Китая или Индии и затем разбавляются для местного распространения.
Борьбу с овердозами сбросили на "скорую"
Доступность программ снижения вреда в странах Балтии по-прежнему ограничена. Например, анализ сточных вод в Риге и Вильнюсе не проводится, в отличие от Таллина, где регулярно фиксируются следы нитазенов, - констатирует EUDA.
Охват программ опиоидной заместительной терапии (ОЗТ) и обмена шприцев остаётся низким, особенно за пределами городов.
Налоксон — препарат, который способен вернуть к жизни человека после передозировки опиоидами (например, фентанилом или героином), — в Латвии не распространяется в системном виде. Эстония — единственная страна в регионе с официальной программой выдачи налоксона "на руки".
Латвия и Литва в основном полагаются на вмешательства Службы неотложной медицинской помощи (СНМП). Таким образом, СНМП остаётся первой, кто реагирует на случаи передозировки, что создаёт значительную нагрузку на службу, особенно учитывая, что в 2023 году большинство смертей от наркотиков было связано с нитазенами.
"Учите первой помощи людей из группы риска"
В докладе рекомендуется ввести обучение по профилактике и реагированию на передозировки, включая первую помощь и введение налоксона, которое могут выполнять очевидцы, особенно в группах высокого риска.
Также предложено расширить доступ к лечению и программам снижения вреда, в том числе к ОЗТ и распространению налоксона, чтобы увеличить географический охват.
Как положительный шаг отмечается рижский мобильный метадоновый автобус, однако число таких мобильных единиц оценивается как ограниченное.
Позитивно оценены улучшенные возможности мониторинга: в 2022 году Латвия ввела более чувствительное оборудование для токсикологического анализа, что позволило выявить нитазены в 110 случаях вскрытия до 2023 года.
Для справки: это первый доклад EUDA о рисках для здоровья и безопасности, подготовленный после расширения полномочий агентства в июле 2024 года. Доклад разработан как пилотный проект для тестирования новых рабочих процессов и укрепления сотрудничества с национальными органами в ответ на растущую угрозу от мощных синтетических опиоидов в Балтийском регионе.