Отметим очевидное: в Латвии периодически начинают подобные процессы, пытаясь доказать, что перегрузка топлива происходила только по бумагам, а на самом деле судов и близко не было к месту заправки. Организаторы подобных схем, в теории, зарабатывают миллионы. Вот и в этом случае, правоохранители подозревают, что топливо поступало в Латвию из Белоруссии и России, владельцем же топлива значилось предприятие на Кипре. Далее, возможно, были договоренности с некоей компанией из Латвии, чтобы топливо было доставлено на таможенный склад, а оттуда предприятию, которое это топливо хранило.
Директор управления таможенной и налоговой полиции Службы госдоходов Каспар Подиньш рассказал TV3, что были оформлены фальшивые документы о заправке судов, но эти суда вообще не появлялись в Рижском заливе. Топливо, скорее всего, осталось где-то в ЕС, часть была вывезена в Литву, часть осталась в Латвии.
В прошлый четверг полиция провела в связи с этим делом более 20 обысков и задержала четырех человек. На данный момент остаются задержаны трое. (Подробнее об участниках дела - см. в главе "Что известно о фигурантах").
Следствие: никаких танкеров не было!
Стоит отметить, что подобные процессы не так просто расследовать. Вот, к примеру, громкое дело 2004-го года, с похожем сценарием.
На скамье подсудимых тогда оказались председатель правления ООО OVI бизнесмен О., директор ООО Magvejs В. и еще 8 человек. Им вменялась крупная контрабанда нефтепродуктов, отмывание денег на сумму более 1 млн латов и подделка документов. Дело было объемным — состояло из 98 томов.
Как считает обвинение, организацией крупных незаконных сделок с нефтепродуктами занимался Валерий В. Через оптовые фирмы он продавал АЗС контрабандное горючее. Дизельное топливо (около 1,7 млн кг, предположительно из Белоруссии) ввезли по железной дороге. Далее на него были оформлены фиктивные накладные.
Потом горючее — по бумагам — отправилось дальше морем. Судно с «контрабасом» несколько раз выходило в море. И, если судить по документам, топливо было перекачано на танкеры. Но, как попыталось доказать обвинение, рейс судно Matabolos осуществляло с пустыми трюмами, а документы были подделаны (капитан судна в итоге тоже оказался под судом за контрабанду). Реально же горючее осталось в Латвии — и было продано. Сделки проводились через фирму Aijas nafta и некую офшорную компанию. Причем продавали топливо несколько необычно — с помощью маскарада. Для того чтобы «изобразить» директора Aijas nafta и представителя офшорки, были наняты двое "зиц-председателей", тоже попавшие на скамью подсудимых.
Бизнесмена и капитана оправдали
Сам бизнесмен О. в разговоре с нами тогда комментировал так: версию следствия он не признает. Категорически. Ни контрабанду, ни «легализацию незаконно полученных средств».
- Меня обвиняют в следующем: некое судно перевозило воздух, однако на самом деле топливо благополучно оставалось в Латвии, здесь же продавалось, а налоги с продажи не платились. Но где доказательства? Должно же быть топливо, которое якобы было нелегально ввезено в Латвию, и оно должно быть продано. Но никаких доказательств этому я пока не видел: где оно продавалось, когда, каким образом? Все, так сказать, «в общем».
О. настаивал: ни контрабанды, ни схемы не было.
- В рамках данного уголовного процесса я получил звание адмирала какой-то небывалой «морской схемы». В данном случае соответствует действительно лишь тот факт, что ООО OVI принадлежит несколько бункеровщиков, причем данным видом деятельности компания занимается уже более 10 лет. Следует отметить, что морское право - довольно сложная вещь, и тут нельзя обойтись без специальных знаний правил международных морских перевозок. Анализируя предъявленное мне неконкретное обвинение, я пришел к выводу, что словом «схема» местная полиция означает совокупность неизвестных или непонятных ей терминов и процедур морского права.
Приговор Верховного суда в 2011 году по этому делу был таким: директор фирмы Magvejs, двое его подчиненных и "зиц-председатели" получили условные сроки, а остальные, включая бизнесмена О. и капитана судна Matabolos были оправданы.
Что известно о фигурантах
По информации TV3, речь идет о компании Vexoil Bunkering. По данным Firmas.lv, 80% Vexoil Bunkering принадлежит Дмитрию Чеботареву, 20% – сыну Инкенса – Рейнису. Прежде этими 20% владел Эдвин Инкенс.
Vexoil Bunkering уже несколько лет является крупнейшим налоговым должником на сумму около 39 млн евро, год назад компания была признана неплатежеспособной.
Инкенс в 1989 году был выбран народным депутатом СССР, а в 1993 году стал депутатом Сейма от партии "Латвийский путь". С 1993 по 1994 год он занимал должность министра по особым заданиям. В 1996 году Инкенс был избран в 6-й Сейм, в 1998 году — в 7-й. В 2002 году он снова пытался избираться, но не прошел.
В 2001 году Инкенс был награжден Орденом трех звезд IV степени за передачу Labvakar.
Николай Кудрявцев, "Сегодня"