Бывший руководитель группы "Музыканты с Маскачки" отбыл присужденный ему срок - год и 8 месяцев, в который вошло также время, проведенное под стражей в Чехии.
Как мы уже сообщали, суд отклонил просьбу Берзиньша о досрочном освобождении, так как в камере у осужденного нашли мобильный телефон.
И вот, в пятницу, 30 ноября Берзиньш в 6 часов утра вышел на свободу: у ворот Рижской Центральной тюрьмы встретили отец, друзья и единомышленники. Среди них была также депутат Сейма Янина Курсите-Пакуле.
«То, что меня посадили в тюрьму, было политическим делом. И с моем стороны это была общественная деятельность. Как в Индии во времена Ганди людям приходилось сидеть из-за убеждений, и они знали, на что шли. Это тоже – общественная деятельность, я считаю», - сказал активист, выйдя на свободу.
Музыкант подчеркнул, что планирует судиться, чтобы добиться своей реабилитации. Правда, пока не решил, куда обращаться, потому что латвийской судебной системе больше не доверяет.
Адвокат: "Есть проблемы в судебной системе"
Берзиньш уехал в Чехию учиться в докторантуре, когда латвийский суд вынес ему обвинительный приговор по уголовному делу об участии в массовых беспорядках в Вецриге 13 января 2009 года. Он был арестован чехами по выданному Латвией международному ордеру и этапирован в Латвию 23 марта.
Возражая против экстрадиции, Берзиньш обратился в чешские правоохранительные органы и суды с просьбами о правовой помощи и политическом убежище. В Чехии его содержали под стражей, пока суды — включая и Конституционный — рассматривали его прошения. Близкие Берзиньша утверждали в соцсетях, что он подвергся в чешской тюрьме жестоким истязаниям, итогом которых стали травмы. Его семья и юристы настаивают, что в обеих странах суд был к нему несправедлив.
Берзиньш дважды подавал на имя президента Вейониса прошения о помиловании, но глава государства отклонил их.
"Ситуация показала проблемы в латвийской судебной системе. Человек их переживает на своей шкуре, но это слишком высокая цена, — заявил ранее в разговоре с нами присяжный адвокат Янис Муцениекс. — Никто не набрался смелости отменить этот абсурд, когда за административное нарушение человека судят в уголовном порядке!"
Адвокат Муцениекс настаивает: у латвийского суда вообще не было оснований брать Берзиньша под стражу и заменять первоначальный условный срок на реальное лишение свободы. Это произошло на том основании, что он якобы не отмечался в Службе пробации, что обязан был делать. Однако Верховный суд, который в порядке апелляции рассматривал дело Берзиньша, как и суд первой инстанции, сам указал что "на А. А. Берзиньша нет необходимости налагать обязанности, предусмотренные частью шестой ст. 55 Уголовного закона", - подчеркивает защитник.
Иными словами — нигде отмечаться Берзиньш не был обязан! Тем не менее пока ему это не помогло.
Подробнее о его деле - см. на 2-й странице текста.