"Погром" снежками
За что же отсидел Берзиньш? В приговоре суд перечисляет обширный список пострадавших от массовых беспорядков и ущерб, причиненный им. Среди потерпевших оказались государственные учреждения, полицейские, коммерсанты, частные лица, страховщики... Общий материальный ущерб оценили в 143 433 лата, а моральные компенсации были заявлены на 32 695 латов.
Когда же дело доходит до конкретных описания действий Берзиньша, суд указывает, что он активно участвовал в беспорядках, в которых также участвовали сотни враждебно и агрессивно настроенных людей, причинял физический и моральный ущерб пострадавшим юридическим и физическим лицам.
И как именно он все это причинил? А вот как: "Находясь на ул. Екаба, 11, у здания сейма, А. А. Берзиньш с целью повредить имущество и выбить стекло в здании сейма, сделал не менее двух снежков, которые запустил в здание сейма. Одним снежком попал по окну, но не разбил его, вторым попал по фасаду здания сейма.
Еще:
"А. А. Берзиньш один раз пустой пластиковой бутылкой, которую взял с улицы, бросил в здание сейма, попал по выбитой оконной раме. Кроме того, он бросал брусчатку в здание сейма по окнам первого этажа, одним из камней выбив стекло".
И еще:
"А. А. Берзиньш, скрыв лицо, подошел к неустановленному следствием мужчине и, взяв у него бутылку темного цвета, бросил в направлении здания сейма.
После этого он из дорожного покрытия вытащил не менее одного камня, чем осознанно повредил имущество Рижской думы и облегчил возможность другим участникам массовых беспорядков выламывать следующие камни.
Таким образом А. А. Берзиньш активно принимал участие в массовых беспорядках, в также своими действиями показал пример противозаконных действий другим участникам беспорядков, чем воодушевил их активное участие в противозаконных действиях".
В Верховном суде к этому обвинению Берзиньша добавилось еще и два булыжника, брошенных в полицейских. Один достиг цели и попал в бронежилет стража порядка.
В итоге за снежки и камни Ансису Берзиньшу дали год и 8 месяцев условно.
"Это дело — политическое!"
Берзиньш в суде настаивал, что применил так называемое право обычаев и допустимое в его рамках средство высказать свою гражданскую позицию о происходящем в стране.
В результате протестных действий его и других сограждан, считает "музыкант с Маскачки", был распущен сейм, существенно снизилась роль олигархов в латвийской политике и экономике. Он считает, что имел право действовать так, как действовал. Но правоохранительные структуры — как известно, считают иначе.
В тот вечер сотрудники спецбатальона "Альфа" подвергли его жизнь опасности, когда положили у стены сейма со связанными руками и неприкрытой головой. Тогда о стены сейма рикошетили камни. Но в итоге на скамье подсудимых не оказалось ни одного полицейского.
Обвиняемый настаивал, что дело приобрело политический характер, а суд был настроен не на справедливое рассмотрение процесса, а на выполнение политического заказа. Для справедливого рассмотрения дела нужно было принять во внимание контекст происходящего. Однако его проигнорировали.
Антон Городницкий, "Сегодня"