Страницы:
Промежуточный финиш: начинаются проверки
Глава СГД Инара Петерсоне сообщила: в настоящий момент внутренний контроль СГД проводит проверку в отношении 11 сотрудников.
Г-жа Петерсона признает, что «охотно бы попрощалась» с некоторыми сотрудниками, но самоочищение должно проводиться шаг за шагом и не может быть быстрым.
И эти люди гоняют за налоги парикмахеров и автослесарей!
Показанные в воскресенье материалы передачи De facto мало что оставили от репутиции сотрудников СГД. В декларациях фискалов обнаружились удивительные вещи — налоговикам чрезвычайно везет в лотереях, у них большие суммы наличных накоплений и богатые родственники, оставляющие огромное по латвийским меркам наследство. При этом, 10% следователей СГД в своих декларациях указывают денежные подарки. Причем, чаще всего деньги им дарят родители.
Возникает вопрос: то ли люди действительно из года в год систематично финансово поддерживают своих повзрослевших отпрысков, то ли это - один из способов легализовать незаконно полученные доходы.
Приводится такой пример: старшая следователь СГД в прошлом году ежемесячно получала зарплату 1 200 евро, но при этом подарок от матери оказался на сумму 2 400 евро. Мать, работающая в самоуправлении, получает такую же зарплату и финансово поддерживает свою взрослую дочь уже шесть лет. Отметим, что в ее декларации денежные подарки дочери не указаны.
Следователи СГД также охотно дают в долг - и не 100, 500 или 1000 евро... Так один следователь выдал 21 000 евро иностранцу. Стоит отметить, что эти деньги он тоже хранил наличными.
И еще: у следователей все чаще в декларациях появляются данные о выигрышах в ходе азартных игр. Чаще всего работники СГД играют в Latvijas Loto. Одна следователь в прошлом году смогла не только накопить наличность 9 500 евро, но и выиграть в азартных играх 860 евро.
Еще один особо удачливый старший следователь Управления Финполиции в прошлом году в виртуальных азартных играх выиграл 2 500 евро, а еще раньше — 3 500 евро.
Отдельно отмечатся: чтобы удостовериться, что подобная практика существует и в других госучреждениях, «de facto» просмотрели 204 декларации о доходах чиновников Министерства финансов, получающих примерно такие же зарплаты. Ситуация оказалось противоположной. Оказалось, что они напротив хранят свои сбережения на банковских счетах. Накопления наличностью оказались лишь у 5% чиновников, причем суммы не превышали несколько сотен евро. Никаких лотерей и игр, никаких займов или подарков не указано.
Снова войны спецслужб?
Это отнюдь не первое противостояние СГД и KNAB. В 2008 году они тоже перешли в публичную плоскость и понадобилось даже вмешательство премьер-министра.
Сначала KNAB занялся выяснением финансовых дел тогдашнего начальника Криминального управления таможни Владимира Вашкевича. Потом Бюро по защите Сатверсме лишило Вашкевича допуска к государственной тайне, из-за чего в итоге он был вынужден оставить свою должность. Ну и наконец KNAB отправил Вашкевича под суд по нескольким уголовным делам (суды до сих пор продолжаются).
На действия KNAB последовал ответ из СГД: налоговики начали три уголовных процесса против сотрудников антикоррупционного бюро, которые якобы допустили массу ошибок в декларациях. Каждое уголовное дело тянуло за собой шквал неофициальной информации в СМИ, иллюстрированной реальными фотографиями имущества опальных антикоррупционеров.
В итоге в судебный процесс вылилось, к примеру, дело следовательницы бюро Аллы Юраш. Из-за того, что в 2008 году СГД констатировала: в декларации Аллы Юраш за 2006 и 2007 годы отсутствует упоминание о недвижимости в Юрмале, возле Белой дюны. Позже г-жа Юраш оправдывалась в прессе так: она посчитала, что поскольку за землю идут суды со знаменитым тренером латвийской сборной по футболу Александром Старковым, указывать ее в декларации не надо. Когда же ей назначили штраф, дама его оспорила в суде.
Николай Кудрявцев, "Вести сегодня"