Первым осужденным стал гражданин Грузии Бека Цирекидзе. Его судили за три преступления сразу в двух странах — Латвии и Эстонии. Его дети, взрослые сын и дочь, сейчас осуждены в Грузии - также за кражу книг, уже из библиотеки Варшавского университета.
Из жизни "черного" антикварщика
Сейчас Бека Цирекидзе отбывает наказание в эстонской тюрьме, где заключенным позволяют совершать телефонные звонки и общаться с журналистами. Далее - фрагменты интервью Б. Цирекидзе bbc.com.
О себе Цирекидзе рассказывает сдержанно. Ему 48 лет, он провел детство в Абхазии, учился в школе в Кутаиси и книгами увлекался с юности. «Бутылка коньяка, красивая женщина и хорошая книга», — смеясь, перечисляет он вещи, которые делают его счастливым. В юности однажды подделал от голода хлебный талон, положив на горящую лампу и аккуратно его перерисовав. «У голодного ребенка нет принципов», — вспоминает он. Работал, по его словам, замдиректора школы в Тбилиси, состоит в Союзе писателей Грузии.
Антикварными книгами — их скупкой, реставрацией и перепродажей — решил заняться в 2008 году, чтобы прокормить семью. На вопрос о формальном образовании реставратора отвечает, что учился всему на практике.
Цирекидзе говорит, что научился «всему»: «Я как колдун с книгами. Могу подержать книгу в руках и сразу сказать, сколько она стоит и сколько на аукционе могут заплатить. Чистил, реставрировал, тысячи книг через мои руки прошли. Я горжусь этим, это моя жизнь». Цирекидзе рассказывает, что преимущественно работал с антикварными книгами на русском языке, клиенты были в основном из России. «Заинтересованные люди приезжают, покупают и вывозят, — объясняет он. — Оформляют ли разрешения [на вывоз антиквариата] в минкультуре [Грузии] или нет, не мое уже дело».
В 2016 году Цирекидзе осудили в Грузии за кражу антикварных книг из Музея истории Тбилиси им. Гришашвили. Книги — первые издания футуристов — он успел быстро продать, после чего сам сдался полиции, признал вину и получил в результате условный срок. Вскоре после исполнения наказания с Цирекидзе сняли судимость.
Кражи в Риге и Тарту
Середина апреля 2022 года. В университетскую библиотеку Тартуского университета в Эстонии заходят два человека, которые рассказывают сотруднице отдела редких книг, что они беженцы от войны в Украине, и заказывают восемь старинных книг — шесть прижизненных изданий Пушкина и два Гоголя. В университете исторически хорошая библиотека — он основан в 1802 году и был в числе старейших в Российской империи (тогда он назывался Дерптским). Все издания — хиты «золотого века»: первое полное издание «Евгения Онегина» и первое же издание «Бориса Годунова», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Мужчины говорят между собой по-русски и объясняют сотруднице, что младший из них (на вид ему около тридцати) работает над исследованием, чтобы поехать учиться в США, а старший помогает ему.
В августе того же года, осматривая тома в отделе редких книг библиотеки, сотрудники заметили, что два оригинальных издания кто-то заменил на подделки — обложки копировали оригиналы, но внутри были совсем другие страницы. Из листа использования следовало, что последними книги брали в апреле те самые двое мужчин. Библиотекари бросились проверять остальные шесть прижизненных изданий русских классиков. Все они оказались либо подделками, либо искусно сделанными копиями. В копиях стояли библиотечные штампы и были вписаны инвентарные номера — распознать, что это не оригиналы, можно было только при внимательном осмотре.
На следующий день, 23 апреля, трех антикварных изданий лишилась Национальная библиотека Латвии (дорога из университетского эстонского Тарту до столицы Латвии Риги занимает три с половиной часа на автобусе). Еще один, не названный следствием мужчина за пару недель до этого записался туда под поддельным именем. Неизвестный заказал три редких прижизненных издания — пушкинскую «Полтаву» 1829 года и два сборника 1913 года футуриста Алексея Крученых «Возропщем» и «Побѣда над Солнцем».
Неназванный мужчина жил вместе с Цирекидзе в одном гостиничном номере. Всего он приходил в Национальную библиотеку четыре раза. В свой последний визит он снял с трех антикварных изданий элементы безопасности, спрятал книги под одеждой и вынес из библиотеки. Хватились только к вечеру: правила библиотеки разрешают посетителям, уходя, книги не возвращать, а оставлять на столах в читальном зале. В приговоре латвийского суда (есть в открытом доступе) уточняется, что за полгода до этого, осенью 2021 года сам Цирекидзе девять раз приходил в библиотеку, брал эти три книги и «осматривал, фотографировал и подробно исследовал» их.
Спустя еще два дня, 25 апреля, Бека Цирекидзе уже один появился в библиотеке Таллинского университета в столице Эстонии (из Риги до Таллина — четыре с половиной часа на автобусе). Там он взял десять книг, в том числе первые прижизненные издания двух частей «Стихотворений» Пушкина, очень редкие, его же «Братьев-разбойников» и редчайшее «Избранное» Пастернака 1948 года — тираж книги в СССР был уничтожен. В библиотеку они уже не вернулись.
Нюансы сделки с правосудием
Задержали Цирекидзе в ноябре 2022 года в столице Латвии Риге, в гостинице, когда он как раз вышел из душа — в интервью с Би-би-си он упоминает, что был в этот момент «в образе „Давида" Микеланджело».
В Латвии Цирекидзе вменили статью о пособничестве в краже. «Осматривал, фотографировал и подробно изучал выданные ему книги, зная, что другое лицо совершит уголовное преступление <...>. В дальнейшем передал этому лицу полученную информацию об указанных книгах, тем самым дав указания о совершении преступления», — сказано в приговоре.
Цирекидзе пробыл в латвийской следственной тюрьме полгода. Он говорит, что решил признать вину, так как ему просто надоело нахождение под стражей — и горячо жалуется в интервью, что следственных действий с ним не проводили и он «чувствовал себя в заложниках».
В Латвии Цирекидзе осудили за пособничество преступлению и приговорили к шести месяцам, отбытым им в следственной тюрьме.
В Тарту ущерб от похищенных книг оценили в 158 тыс. евро. В Латвии — в 16 тыс. В Таллине — в 53 тыс. евро.
Во всех трех случаях благодаря признанию вины дела в суде по соглашению сторон слушались в упрощенном режиме. В Тарту Цирекидзе, благодаря упрощенному порядку суда, сократили срок на треть и приговорили к двум годам тюрьмы и штрафу. В Таллине — добавили к этому еще год и три месяца тюрьмы.