Руководитель бюро оперативной деятельности Госполиции Рижского региона Андрей Шилакс, посмотрев сюжет, назвал ситуацию неприемлемой. И пообещал расследование.
Во время эксперимента журналисты отправились в 3 полицейских участка в Риге: Тейкский на ул. Буртниеку, Кенгарагский на ул. Авиацияс, а также в участок у Центрального вокзала на ул. Гоголя. "Потерпевший" шел с легендой, что у него в транспорте украли кошелек с кредитками и 50 евро и ключи от дорогой машины. Он говорил, что сможет описать вора и выражал готовность составить фоторобот.
В участке на Тейке полицейские ему заявили, что заявление он писать, конечно, может, но смысла в этом большого нет. "Ну, подумайте, насколько это реально", - услышал "обворованный". Он уверял, что может описать вора. Однако ему отвечали: "Но 50 евро - ваши они или мои - вы опознать не сможете. Согласны?".
Похожими были отговорки и в Кенгарагском участке. "Ещё нужно доказать, что этот человек украл. (...) Нет, я вас не отговариваю, можете писать, но я вам напишу ответ с отказом начинать уголовный процесс, так как нет состава преступления".
На ул. Гоголя потерпевшему все же дали написать заявление, но предупредили, что он все равно получит отказ. Так как с ущербом ниже 320 евро у нас процессы не начинают. Однако это неправда - Уголовный закон никаких рамок не устанавливает. Интересно, что там приняли заявление со словами, что оно может понадобиться, на случай поимки каких-нибудь карманников. У потерпевшего даже не спросили, какого цвета был его кошелек.
Бывший начальник полиции Юрис Рекшня, комментируя сюжет, отметил, что в работе латвийской полиции очень важны статистические показания. Поэтому полицейские стремятся избавиться от очевидно "глухих" дел. Кроме того, уголовный процесс для такого рода дел очень тяжеловесный, так что стражи порядка пытаются уклониться от горы бумажек, которые им придется написать.