29 Марта 2024 16:06
Новости
  7:00    14.10.2020

Дзенитис: «Я сидел на скамье подсудимых, чтобы адвокат мог заработать на Тетереве» (4)

Дзенитис: «Я сидел на скамье подсудимых, чтобы адвокат мог заработать на Тетереве» <span class="comment-count">(4)</span>
«Более десяти лет меня публично ложно оскорбляли, и пять из них я сидел на скамье подсудимых, чтобы адвокат Вонсовичс мог заработать деньги на покойном меценате Борисе Тетереве, который не имел ко мне претензий». Так юрмальский предприниматель, бывший вице-мэр Юрмалы, Марис Дзенитис прокомментировал оправдательный приговор, вынесенный ему судом уже в апелляционной инстанции. Речь идет о деле по мошенничеству с недвижимостью на рекордную сумму в 60 млн евро.
Суть обвинений в "афере с Дюной" в следующем: конце октября 2010 года компания Nemo Real (совладелец Марис Дзенитис) заявила о привлечении 50 млн. евро для проекта возведения многофункционального спортивно-развлекательного комплекса, включающего в себя закрытую горнолыжную трассу. Деньги, согласно условиям договора, заключенного 13 октября 2010 года, должен был заплатить Борис Тетерев.

Сделка, на заключении которой Тетерев даже не присутствовал, поражала воображение. Как иронизировала по этому поводу газета Neatkarīgā, бизнесмен больше беспокоился о партнерах, чем о себе. Судя по договору, Борис Тетерев был готов заплатить 50 миллионов евро в течение 30 дней. Как будто у него такие деньги прямо в сейфе хранились! Однако, если бы с деньгами возникли проблемы, то инвестор подстраховал партнеров по сделке - им полагался штраф по полмиллиона в ежемесячно, то есть, 12% в год! 

Судя по договору, бизнесмена также совершенно не пугало, что земля полностью заложена. Если конкретно, то на инвестиционную землю во время заключения сделки, претензии высказывали 4 банка: Baltic International Bank, Latvijas Hipotēku un zemes banka, Nordea и Swedbank. И претензии были солидные, на общую сумму более, чем 9 млн латов.

В добавок - сама территория - поле в Вайвари с соснами и несколькими домиками для кемпинга - тоже не казалась инвестору подозрительной.

В общем, судя по договору, за 50 млн евро Борис Тетерев приобретал возможность вложить ещё какие-то жалкие 200-300 млн евро и получить-таки лыжную трассу в Юрмале. Кто же от такого откажется?

Однако Борис Тетерев все-таки отказался. Позже выяснилось: договор подписывал не сам Тетерев, а его знакомая - Елена Лапса. Основанием для этого стала доверенность, выданная ей бизнесменом. В ходе возникшего чуть позже скандала миллионер уверял: все это мошенничество. Свою доверенность на имя Елены Лапсы, полученную за 4 года до этого, он отозвал как раз за день до того, как им якобы был подписан договор о 50-миллионных инвестициях в "Дюну".

В итоге Верховный суд постановил признать сделку недействительной, и стороны разошлись с мировым соглашением. Затем до суда дошло уголовное дело.

На скамье подсудимых оказались трое: бывший вице-мэр Юрмалы Марис Дзенитис, кандидат в 10-й "Сейм" Гинт Лаздиньш и Кристапс Грантскалнс. Потерпевшими были признаны бизнесмен Борис Тетерев и его супруга Инара Тетерева.

Обвиняемым вменяется 4 эпизода, один из которых -- пресловутый проект "Дюна". Общий ущерб оценивается примерно в 60 миллионов евро.

Грандиозный проект в Юрмале

Дзенитис рассказывает, что проект был реальным, сообщает freecity.lv: 

«У нас была такая идея, и мы ее с большими трудностями проталкивали через Юрмальскую думу, учитывая, насколько болезненное отношение существует вообще к любой застройке в Юрмале, - рассказывает Дзенитис neatkariga.nra.lv. - Но идея все же продвигалась, и мы вложили сотни тысяч средств и в исследования, и в согласования, и в международно признанных архитекторов. Разработали детальное планирование с грандиозным строением 80 метров в высоту. Там были бы гостиницы и все, что нужно для отдыха, развлечений и оздоровления. Разработали детальное планирование, которое, между прочим, было внесено даже в стратегию развития города до 2030 года и территориальное планирование города. Интересно, что проект до нынешнего дня остается в этом территориальном планировании. Убедили общество и самоуправление, что этот проект и план хорошие.

С планом проекта и инвестиций мы участвовали в разных международных выставках и форумах в Лондоне, Каннах, Сочи и других местах. В международных архитектурных журналах он был признан одним из будущих проектов мирового уровня.

В 2007 году, когда проект уже достиг качества высокого уровня, шла также работа с разными инвесторами, но наступил 2008 год с финансовым и экономическим кризисом, и привлечение инвесторов застопорилось. В 2009 году были заключены договора с несколькими, в том числе местными маклерами, которые обязались найти инвесторов. В сентябре 2009 года один из них сообщил нам, что нашел инвестора и попросил сделать дополнительную оценку этого всего.

Инвестора нам назвали – Борис Тетерев. Слышали про него как про успешного автоторговца в России. Познакомились детальнее, стало известно, что это миллионер латвийского происхождения, который работает в Москве. У него была Mūsa motors, и было видно, что свою долю предприятия до кризиса он успешно продал за внушительную сумму, измерявшуюся многими сотнями миллионов. В прессе тогда можно было прочесть, что он планирует инвестировать и в Латвии. Так что были основания думать, что у него есть и финансовые средства, и интерес к новым проектам.

Связаться с самим Тетеревым не получалось

Явилась его представительница Елена Лапса, которую мы познакомили с деталями плана. Хотелось встретиться с самим господином Тетеревым, но она пояснила, что он не хочет напрямую встречаться с бизнес-партнерами – для этого у него есть уполномоченные лица, и она – такое уполномоченное лицо. Сам он каждую осень лечится в Швейцарии и не общается со внешним миром.

Но дело нешуточное – сделка была на очень большие суммы. В принципе, это не такая необычная вещь, что крупные предприниматели сами не хотят участвовать в улаживании конкретных дел, потому что у них бизнес может быть по всему миру. Если еще человек плохо себя чувствует, понятно, что работают его уполномоченные. Проверили полномочия, уточнили, что уполномоченное лицо провело множество сделок от лица своего нанимателя. И тогда в форме нотариального акта – когда нотариус тоже проверяет и отвечает за документ – мы заключили договор и передали соответствующие данные в земельную книгу.

Но я все-таки хотел связаться с самим Тетеревым. По телефону это не удалось. Опубликовали пресс-релиз о том, что вот-вот все состоится, есть инвестор, а на следующий день позвонил какой-то журналист и спросил: «А вы знаете, что Тетерев вообще не собирался покупать объект?». Это было шоком, такого поворота я не ждал.

Я с новой силой всячески пытался связаться с ним самим, потому что план уже получил реальные юридические очертания – договор заключен, сообщение в земельную книгу подписано и т.д. Хорошо еще, что оно осталось в сейфе нотариуса, мы его не отдали покупателю, ожидая выплаты.

Я продолжал попытки связаться с самим Тетеревым. Узнал, что он в Москве. В тот момент состоялась организованная Рижской думой поездка самоуправления и предпринимателей в Москву, и я поехал с ними вместе со своим адвокатом, чтобы там встретиться с Тетеревым. Он отказался говорить со мной, а на встречу прислал трех странно выглядевших людей, которые начали чем-то угрожать. Объяснил, что мы готовы даже отказаться от договора, чтобы никто ничего не потерял – просто договоримся о чем-то конкретном, и все. Но не договорились.

Мировое соглашение

Процесс шел своим чередом, подошли сроки оплаты. От имени Тетерева, как выяснилось, другие уполномоченные лица уже подали иск с просьбой возбудить дело на основании того, что выданные им полномочия якобы были незаконными. В ходе дела установили, что доверенность была настоящей.

Далее к делу подключилось руководство одного из на тот момент еще влиятельных, а сейчас уже не влиятельных коммерческих банков, в котором сам Тетерев, возможно, был одним из скрытых совладельцев. Всеми этими делами занималось руководство банка через одну из дочерних компаний.

Далее в этих процессах появился как представитель семьи Тетеревых присяжный адвокат Ромуальд Вонсович. Был возбужден уголовный процесс, по которому я был свидетелем. Параллельно шли еще гражданские дела о признании договора не имеющим силы. Дело о договоре в 2010 году рассматривалось в Рижском окружном суде, где договор признали имеющим силу. В тяжбе принимал участие и сам Тетерев, была очная ставка с теми, кого он обвинял в мошенничестве – с его же уполномоченными.

Далее гражданский процесс завершился и стало ясно, что никаким инвестором Тетерев не будет. Я согласился на мировое соглашение на таких условиях, чтобы покрыли возникшие у меня убытки. Была названа конкретная сумма. Несостоявшийся инвестор на это согласился, но компенсации с его стороны не было. И это дело Тетерев не улаживал сам, а уполномочил Вонсовича».

По словам Дзенитиса, в конце концов в гражданском процессе было заключено мировое соглашение, и ни у Тетерева, ни у его жены претензий к нему не было. Уголовное дело было закрыто из-за отсутствия оснований.

Второй акт драмы

«Но через некоторое время по заявлению Вонсовича в прокуратуру это дело внезапно возобновили, - продолжает Дзенитис. - Оно попало к тому же следователю, к тому же прокурору, я и еще один человек превратились из свидетелей в подозреваемых, а потом в обвиняемых. Это абсурдно, потому что получается, что ранее достигнутое мировое соглашение было нарушено.

Очевидно, это было нужно, чтобы снять меня с политической сцены, которая в тот момент в Юрмале сильно накалилась. Была попытка возбудить еще одно уголовное дело, которое инициировали мои политические конкуренты. Но то дело в Финансовой полиции возбудить не удалось из-за отсутствия оснований.

Одно дело не вышло, понадобилось другое.

Судя по всему, на мой взгляд, у Вонсовича есть влияние в разных правоохранительных структурах, и уголовное дело возбудили. События трактовались как попытку мошенничества, потому что сама афера никак не выходила – мы не получили деньги, а потеряли их. Повезло еще, что документы в земельную книгу не ушли к другой стороне.

Тяжба длилась более пяти лет. По признанию Дзенитиса, она потребовала много нервов и денег, причинила огромный ущерб его репутации. И вот и во второй инстанции процесс завершился полным оправданием юрмальского бизнесмена.

Оставить комментарий

Комментарии

  • Одноглазый 14 Октября 2020 19:58

    Мне это уже рассказывали - а потом спёрли ладью :) Не найти тогда Тетерева - это было сложно :) Сейчас да - найти ещё легче, но не поговорить

  • Kler 15 Октября 2020 02:38

    кандидат в 10-й "Сейм" Гинт Лаздиньш еще один, чьей репутации нанесен огромный ущерб:) Политическая арена с лыжнёй на крыше:)

  • Postradavshij 15 Октября 2020 10:03

    Вансович очень многим жизнь искалечил.

  • A и Б сидели на трубЭ 15 Октября 2020 22:32

    Далее к делу подключилось руководство одного из на тот момент еще влиятельных, а сейчас уже не влиятельных коммерческих банков, в котором сам Тетерев, возможно, был одним из скрытых совладельцев. Всеми этими делами занималось руководство банка через одну из дочерних компаний. ________ А - упало Б - пропало Кто остался на трубе?

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии