Однако на деле выясняется, что доказательств профессионального отношения к делу нет, а обещания – болтовня. Журналистам стали известны истории нескольких клиентов бюро, весьма запуганных, ведь в договоре предусмотрен штраф за клевету и ущерб репутации в размере 20 минимальных месячных зарплат.
"Не платите кредаторам, платите нам"
Одну из клиенток назовем Яной (настоящее имя женщины известно программе - прим. ред.). Она рассказывает, что нашла информацию о «Юридическом бюро по вопросам неплатежеспособности» в интернете. На сотрудничество согласилась не сразу, поскольку телефонная рекомендация представителя конторы переписать машину, чтобы не потерять ее в процессе неплатежеспособности, показалась подозрительной. Но через какое-то время позвонили из бюро:
«Я оказалась в сложной ситуации – как в финансовом, так и в эмоциональном плане. Со мной уже разговаривала женщина - другим голосом, она была очень понимающая, чуткая, и сказала - мы здесь каждый день сталкиваемся с такими вещами. Мы поможем. И во мне ничего не щелкнуло, что может быть по-другому, я поверила», — делится Яна.
Одной из первых была рекомендация прекратить выплаты кредиторам - деньги, пусть даже частями в течение года, следует платить конторе за инициирование процесса. Из досье нескольких клиентов и публичной информации самой фирмы следует, что в месяц нужно платить 170-240 евро, в зависимости от времени заключения договора. Общая сумма, поступавшая в кассу бюро достигала 1300 - 2000 евро - за эти деньги «профессионалы» якобы брали на себя общение с кредиторами.
Яна сначала не соглашалась, но позже уже не могла платить всем и продолжала платить только конторе, как предлагалось. Позже ее счет был заблокирован судебными приставами. Кроме того, выяснилось, что процедура неплатежеспособности в случае Яны в тот момент также была невозможна. Вместо этого «Юридическое бюро по вопросам неплатежеспособности» взыскало с Яны около 1200 евро.
Илзе тоже начала платить бюро, но отделалась всего 240 евро, потому что быстро поняла, кому она платит. Ее рассказ аналогичен сказанному Яной:
«Да, мы будем представлять вас перед фирмами, которым задолжали. Только не волнуйтесь, ничего не платите, платите нам, и больше никому», - вспоминает разговоры и переписку с фирмой Илзе. Когда позже она ответила на настойчивые звонки и письма кредиторов, оказалось, что ее интересы никто не представляет.
Такое вмешательство ещё и мешает неплатежеспособности
В конце июля и начале августа прошлого года почти одновременно на сайтах Службы контроля неплатежеспособности, Минюста и Центра защиты прав потребителей(PTAC) появилось предупреждение, призывающее остерегаться поставщиков услуг, которые вводят в заблуждение людей, испытывающих финансовые затруднения. Правда, конкретных имен не называлось.
Директор юридического департамента Службы по контролю за неплатежеспособностью Карина Патурска комментирует:
«Информация, которая дошла до нас, была очень тревожной. Потому что то, что мы услышали, что эти поставщики юридических услуг, какие советы они дают этим людям - это может помешать успешному осуществлению процесса неплатежеспособности человека. Возбуждение дела о неплатежеспособности еще ни о чем не говорит. Оно утверждается судом и контролируется администратором, который оценивает отношение должника. И процесс можно прекратить даже без погашения долгов».
"А вы точно юрист?"
Безбайлис, в свою очередь, в разговоре с журналистами вначале утверждал, что выплаты должны производиться в пределах возможностей клиентов, хотя его собственные записанные видео говорят об обратном.
«Как только начнете с нами сотрудничать, вы можете прекратить выплаты кредиторам», - звучит его голос.
Лишь позже люди, доверившись бюро, узнали, что Безбайлис вовсе не юрист. Он избегает рассказывать о себе в телефонном разговоре, заявляя, что у него есть «документ от ассоциации... Службы контроля неплатежеспособности...», но толком не объясняя какой именно. Однако он добавил, что в компании есть и администратор неплатежеспособности.
Кроме того, в своих рекламных роликах он использует информацию, которая не соответствует действительности и вводит людей в заблуждение.
В Центре защиты прав потребителей отметили, что начали исследовать вопрос еще летом. «Мы начали проверять сайты и собирать информацию. Но следует отметить, что к нам не поступало ни одной жалобы. Первую жалобу с реальными доказательствами мы получили только в декабре», — рассказывает Андис Приедитис, заместитель главы Департамента по надзору за правами потребителей PTAC.
Результаты проверки будут готовы в течение шести месяцев. PTAC призывает и других клиентов, столкнувшихся с подобным видом услуг, обратиться в центр.
Программе De facto известно, что несколько клиентов также обратились в полицию. Но правоохранители воздерживаются от комментариев по поводу числа и статуса этих обращений.