Директор JTV Валентина Майдо сообщила в связи с этим ЧП:
"С одним из вовлеченных в случившееся воспитанником и его родителями в увидимся в сети, так как семья находится в карантине, а второй ученик с родителями приедет на очную встречу, чтобы мы вместе обсудили это неприемлемое действие", - пояснила агентству Майдо, добавив, что во время пандемии такие случаи начинают повторяться все чаще и чаще.
И это при том, что обучение сейчас в значительной степени происходит "удаленно".
«Учителя уязвимы. Кроме того, такие случаи мешают обучению тех, кто этого желает ", - добавила директор.
Оскорбления педагогов нередко скрываются
Школы часто предпочитают замалчивать такие инциденты, опасаясь того, что пострадает престиж учебного заведения, уменьшится количество учеников, а значит, и финансирование. В свою очередь сам пострадавший учитель в итоге будет назван непрофессионалом, так как не может справиться с детьми, - указывает председателя Латвийского профсоюза работников образования и науки Инга Ванага.
"Поэтому смелость руководства Елгавской средней технологической школы, которое публично рассказало о произошедшем недавно инциденте и обратилось в Госполицию, достойно похвалы", - цитирует LETA главу профсоюза.
Чем рискуют грубияны
В связи с подобными агрессивными выходками стоит отметить: латвийские суды разных инстанций обычно подтверждают - грубиянам в школах не место. И достаточно жестко оценивают такие ЧП. К примеру, ученик, публично обозвавший учительницу, в итоге был решением суда исключен.
История получилась такая: ученик 10-го класса Рижской 49-й школы на уроке английского языка обозвал учительницу "сук..й". Скандал после этого разразился нешуточный, потому что семья грубияна, вместо того, чтобы принести извинения и вразумить своего отпрыска, всецело его поддержала.
Директора школы особенно шокировало объяснение отца ученика, который сказал, что его сын под словом "сука" имел в виду "маленькую милую сучку, которая ждет его дома" - в общем, настаивал, что ничего такого страшного не случилось.
Сам старшеклассник не отрицал, что обзывался - и не раскаивался. Поэтому промежуточный финиш был таким: из школы его исключили. Однако отец парня - адвокат - заявил администрации школы, что будет судиться. И один судебный раунд семейство выиграло.
В ходе процесса возникли споры: было ли слово "с..ка" сказано непосредственно в адрес учительницы, или подросток обозвал так кого-то другого, присутствовавшего на тот момент в классе.
Но вердикт о восстановлении тут же обжаловала школа. Понятное дело, что в ходе процесса личность подростка оказалась под лупой. Это в таких случаях неизбежно (что означает соответствующую характеристику). В суде представители школы тоже нашли что сказать нелицеприятного в адрес парня: он систематически не соблюдал внутренние правила школы и игнорировал обязанности ученика. Но это еще не все: он нарушал запрет находиться во время уроков и перемен за пределам школы, игнорировал запрет на курение на территории школы, мешал учителям и одноклассникам, прогуливал без уважительных причин и приходил без домашних работ на уроки.
Кстати: обзывательство учительницы было засчитано руководством школы как «грубое нарушение». Ибо это не только противоречит общепринятым нормам поведения, но и явно помешало учебному процессу, так парень отвлек и саму учительницу, и других учеников.
Веховный суд: исключить!
Верховный суд (ВС) подчеркнул в своем решении, что Сатверсме гарантирует права на образование. Государство должно обеспечить возможность получить качественно образование, соответствующее определенным стандартам. Однако эти права распространятся на всех школьников. Это значит, что каждый ученик имеет право на непрерывное получение образование. Как следствие – право любого педагога выполнять свои обязанности в уважительной среде, когда его работе не мешают.
Таким образом, право на образование неизбежно связано не только с обязанностью образовательных учреждений обеспечить процесс, но и с обязанностями самого школьника во время этого процесса.
Что касается данного конкретного инцидента, то, как считает суд, школа просто обязана на такие выходки адекватно реагировать, чтобы как можно скорее восстановить возможность для получения образования в нормальной среде. Кроме того, нужно дать явный сигнал остальным, что подобное поведение в школе недопустимо.
Так что Верховный суд оставил исключение в силе. Парню пришлось продолжать учебу в другом образовательном учреждении.
Антон Городницкий, "Сегодня"