Директива не нова, но чтобы заставить её работать более эффективно, депутаты Европарламента настояли на некоторых поправках. В частности, все предприятия, фонды, управляемые общества и трастовые компании должны будут подавать в публичные регистры информацию о тех, кто получает выгоду в этих юридических структурах. Мало того, эта информация должна быть общедоступной на уровне всего ЕС.
«Это облегчит работу правоохранительным органам по всей Европе: поможет узнать, кто за каким предприятием стоит, и выявить сомнительные сделки.
В Латвии, в отличие от ряда других стран, это требование уже выполняется: Коммерческий закон оговаривает обязательную подачу таких сведений в Регистр предприятий», — пояснил депутат Европарламента Кришьянис Кариньш.
В проекте новых правил говорится об ужесточении требований к банкам, финансовым учреждениям, ревизорам, бухгалтерским фирмам, налоговым консультантам и агентам по недвижимости. От них требуется быть максимально бдительными и сообщать о сомнительных сделках, которые совершают их клиенты.
Это же относится и к казино, но требование можно применять и к другим юридическим лицам, чей бизнес связан с азартными играми. Под пристальным вниманием должен быть игорный бизнес в интернете, где велик риск отмывания денег, считает Европарламент. Политики и важные государственные лица также могу попасть под прицел.
Выгодополучателем считается лицо, чья доля в бизнесе составляет более 25%.
«Важно привлечь к ответственности не только «стрелочника». Но и организаторов», — заявил в интервью Латвийскому радио 4 начальник службы финансовой разведки Латвии Виестурс Бурканс.
Отмывание денег в той или иной степени происходит в каждой стране. И Латвия не исключение, отмечает Бурканс. Кроме уклонения от уплаты налогов – самого популярного вида мошенничества, с 2010 года в Латвии набирает обороты отмывание денег, обманным путём снятых со счетов клиентов европейских банков. В результате так называемых фишинговых атак.
Мошенничества совершаются главным образом в Нидерландах, Дании и Канаде. Сами мошенники и атакующие серверы могут быть в любой точке мира. Для интернета нет границ. Деньги переводятся в Латвию и легализуются с помощью Money Mools (денежных мулов), которые в качестве посредников соглашаются обналичить средства.
В оффшорных зонах сведения о выгодополучателях получить невозможно – местные законы не разрешают выдачу такой информации. И это позволяет организаторам преступных схем оставаться ненаказанными.
Латвийская ассоциация коммерческих банков инициативу Европарламента поддерживает, но не понимает, как директива будет уживаться с регулой о защите данных частных лиц.
«Главное, чтобы не было перекосов между двумя этим актами, потому что и со стороны директивы, и со стороны регулы, санкции очень серьёзные», — отметил вице-президент ассоциации Андрис Розенталс.
Бывший советник гендиректора СГД Калвис Витолиньш, ныне консультант по оптимизации налогов в Эстонии, считает инициативу Европарламента шагом вперёд, но слишком маленьким:
«Тут как в анекдоте: когда кто-то придумывает закон, вся страна думает, как его обойти.
Вариантов много. Если директива исходит из принципа «25% + 1%», а в некоторых предприятиях решающим голосом являются 2%, то даже на этом уровне видим, что это маленький шаг, и будет просто больше работы у юристов».
Директиву в окончательной редакции предстоит утвердить новому составу Европарламента, который определится после выборов в мае 2014 года. Впрочем, новоизбранные евродепутаты могут отказаться от наработок предшественников и начать всё с нуля.