Среди тех, кто сейчас сидит в латвийских тюрьмах, треть – убежденные рецидивисты, которые после первого тюремного срока потом уже сознательно избрали асоциальный образ жизни, считает начальник Управления мест заключения (УМЗ) Илона Спуре. Такие люди открыто заявляют, что попали в тюрьму, чтобы просто сидеть, а не работать или учиться.
«По моим подсчетам, треть — это «профессиональные» заключенные, которым ничего не нужно. Это показывает статистика о том, как часто человек возвращается в тюрьму с новыми преступлениями, которые каждый раз становятся все более хитрыми. Они не скрывают, что попали в тюрьму, чтобы просто сидеть, а не работать или учиться», — отметила она.
— Мало изменить законы, чтобы меньше людей за небольшие правонарушения оказывалось за решеткой – нужно еще полноценно позаботиться о социализации тех, кто выходит на свободу.
В этом, по ее словам, убеждает статистика повторных преступлений, которые со временем становятся всё более изощренными. Но впереди у государства другая головная боль: изменения законов приведут к освобождению массы преступников всего за несколько ближайших лет. Как их снова социализировать? Через несколько лет число заключенных в тюрьмах сократится на несколько тысяч, процесс уже понемногу пошел после введения масштабных поправок в Уголовный закон, которые вступили в силу 1 апреля.
Как известно, в прошлом году Сейм принял около четырех сотен поправок к Уголовному закону. Их цель – шире применять альтернативные меры наказания и сократить средний срок тюремного заключения с примерно шести лет, как сейчас, хотя бы до четырех. Советник министра юстиции Илона Кронберга пояснила: опыт показывает, что альтернативные наказания и налогоплательщикам дешевле обходятся, и являются эффективными. На убийц и насильников изменения, понятно, не распространяются, зато коснутся имущественных преступлений, на которые приходится 60% всей уголовной статистики. Однако, по наблюдению Спуре, на преступления против собственности часто идут не просто отчаявшиеся от нищеты люди, а, так сказать, убежденные экспроприаторы.
Жизнь по понятиям
Спуре признала, что среди латвийских заключенных по-прежнему действуют «понятия», чему способствует существование больших камер. Это одна из причин, почему Латвии нужны новые тюрьмы, где можно будет размещать людей по одному или по двое.
«Силой ничего не добьемся. К сожалению, старые традиции тянутся еще со времен советских исправительных колоний. Мы не можем заставить работать или посещать школу. Есть осужденные, которые открыто признают, что учатся не для себя, а для административной комиссии, которая решает о досрочном освобождении», — отметила Спуре.
Из тюрем начнут массово освобождать?
Через пару лет число заключенных в Латвии снизится на несколько тысяч, уверена начальница УМЗ.
Это связано с поправками Уголовного кодекса, вступившими в силу с 1 апреля. Они предполагают уменьшение сроков заключения и развитие альтернативных наказаний. Начиная с весны, из тюрем было освобождено примерно 200 человек. На конец июля этого года в латвийских тюрьмах было 5470 заключенных (в июле 2012 года — 6500 человек).
Cитуация может измениться к осени, потому что сейчас в судах время отпусков, но с наступлением осени дела вновь будут рассматриваться более интенсивно.
В целом изменения в законе будут оказывать влияние на количество заключенных еще в течение двух лет, и предполагается, что к этому времени в тюрьмах будет 3,5 тыс. заключенных.
Грядут перемены
В УМЗ не исключены кадровые перестановки по результатам аудита в тюрьмах, заявила Илона Спуре.
Она отметила, что никогда не критикует своих коллег, которые ранее занимали руководящие посты в управлении, однако у каждого свой стиль и приоритеты работы. Ее приоритетом является развитие системы мест заключения.
»Изменения в кадровом составе, вероятно, будут, но проводить ротацию без достаточных оснований я не планирую. Не секрет, что отстранение от должности прежнего начальника [Висвалдиса Пуките] не была уж совсем безосновательной, при этом она, возможно, была связана с работой конкретных тюрем», — сказала Спуре.
Если в УМЗ и произойдут перестановки, то на основе анализа функций и организации работы. Специальная комиссия проверит в тюрьмах состояние всех помещений, потому что бытовые условия, дисциплинарные наказания и медицинская помощь — это главные проблемы, на которые чаще всего жалуются заключенные.
»Поэтому нам нужно начинать с анализа, что мы можем улучшить на доступные средства, чтобы предотвратить огромное количества жалоб», — сказала Спуре.
»Как говорится, рыба гниет с головы, поэтому в первую очередь нужно навести порядок в управлении, доказать свою способность управлять системой тюрем. Но пока я не хочу никого пугать. Те, кто добросовестно выполнял свою работу в соответствии с законом, продолжат работать, но если выяснится, что человек не справляется с работой, будут перемены», — подчеркнула начальник УМЗ.