Долги, по словам г-на Кюзиса, сейчас являются первопричиной "превышений", "выбиваний" и простых краж. Последние, однако, не так уж и просты:
— Колбасу и хлеб, чтобы просто поесть, у нас не воруют. Не знаю ни одного такого случая. Воруют то, что можно продать. Иногда это продукты. Но гораздо чаще алкоголь и сигареты...
Однако не все так плохо.
"Дно кризиса — позади"
Как считает г-н Кюзис, дно экономического кризиса (и, соответственно, максимальных цифр в сводке МВД) мы уже прошли.
Фоновый фактор тут такой: безработица начинает снижаться. Впервые за два года в Латвии наблюдается небольшое снижение безработицы — в начале апреля по сравнению с мартом она уменьшилась на 0,1% и составила 17,2% от экономически активного населения.
Некоторые латвийские предприятия начали принимать обратно на работу тех сотрудников, которых были вынуждены уволить. Так, вновь приняло на работу людей тукумсское предприятие Komforts, производящее системы отопления. Конечно, зарплата существенно меньше, чем два года назад. Но уволенные сварщики и сантехники фактически 9 месяцев провели без работы, поэтому предложению вернуться на свое рабочее место обрадовались. Latvijas finieris также планирует принять на работу около 200 сотрудников, уволенных в 2008-2009 годах...
На этом фоне постепенно меняется и полицейская сводка. Новая эра бандитизма, по словам Интса Кюзиса, нам не грозит.
— Начало экономического кризиса – первый квартал 2009-го года – был отмечен серьезным увеличением преступности, особенно грабежей. Однако уже первая четверть 2010-го года показывает уже совсем другие тенденции: мы наблюдаем спад преступности. Так что можно сказать вполне определенно: кризис, который мы переживали в прошлом году – уходит. В дальнейшем нет оснований ждать роста преступлений.
Официальные данные МВД такие: сейчас уже вполовину уменьшилось количество убийств, на треть стало меньше грабежей, на две трети – грабежей с применением оружия (или «предмета, похожего на пистолет»).
Чем вызвано улучшение статистики? Г-н Кюзис считает, что эффективной работой полиции:
— В прошлом году полиция задержала несколько серьезных преступных групп. Тогда у нас появились опасения, что эра бандитизма возвращается. К примеру, одна из таких групп грабила частные дома с применением оружия и элементов полицейской формы. Однако уже в июне в Лимбажи эта группа были задержана, а главарь застрелен, так как оказал сопротивление.
В прошлом году возросло число вооруженных налетов на ювелирные магазины, ломбарды, бензоколонки. Но мы задержали 5 групп, специализировавшихся на этом виде криминала. В общем, волну удалось сбить.
К тому же многие жители покинули нашу страну, в том числе и те, кто совершает преступления – они уехали, так сказать, на другие поля охоты.
Кражи: скупщикам краденого закрутят гайки
Однако есть сферы, где по-прежнему наблюдается рост преступности - это кражи из квартир и торговых объектов.
В этом году МВД наметило борьбу с кражами и грабежами как одну из своих основных целей. Как это будет реализовано в Рижском регионе?
Как говорит г-н Кюзис, полицейские будут очень серьезно работать с контингентом, "склонным к кражам", а также заниматься мониторингом мест сбыта: ломбардов, «Латгальчика», сайтов объявлений.
— Чем тяжелее ситуация в стране и каждой семье, тем труднее говорить о том, что человеку надо задуматься: а что же он покупает? Мы видим: люди готовы покупать хорошие вещи сомнительного происхождения "задешево". И совесть их при этом молчит. Ибо мы не получаем информацию от жителей и потенциальных покупателей, о том, что им пытаются продать ворованную вещь.
Но мы впредь будем весьма активно работать и со скупщиками, и местами скупки. Ведь без украденной вещи трудно доказать вину преступника.
С Рижской думой мы сейчас сотрудничаем по вопросам ломбардов. На данном этапе статус у ломбардов неопределенный. Тут нет порядка: ни прозрачности при скупке, ни при регистрации вещей.
Ну, и, конечно, будет проводится работа с контингентом, который склонен совершать кражи: ранее судимые за подобные преступления и т.д.
Мы попросили г-на Кюзиса вывести портрет сренднестатистического грабителя. Вот, как он выглядит с точки зрения полиции:
— Сейчас грабитель — это, скорее всего, человек, который был ранее судим. Если он совершает вооруженный разбой, скорее всего, судимость была за преступление с применением насилия. Мотивация, как правило, такая: «Каждый зарабатывает, как умеет». И совершает преступление он не для того, чтобы покушать, а чтобы продать украденное.
Наркотики: в дилеры идут из-за долгов
По словам г-на Кюзиса, полиция отмечает такой феномен: наши люди сейчас готовы участвовать в цепочке реализации наркотиков — причем за очень небольшие деньги. Иногда – чтобы отработать долг, иногда — чтобы просто заработать на жизнь. И это не наркоманы, которые просто заинтересованы в дозе. Для многих это теперь "нормальная работа".
Но работа это все же специфическая: постепенно дилеры и сами начинают употреблять, а также попадают в ещё большие долги. В общем, круг замыкается.
— Сейчас мы наблюдаем рост употребления героина. В конце 90-х — начале 2000-х была уже героиновая эра. Сколько это принесло преступлений и проблем?.. Конечно, не хотелось бы повторения. Доля кокаин уменьшается – это дорогое удовольствие. Доминирует синтетика: таблетки, ЛСД, амфетами, метамфетамим, растения. Отмечаем мы и такую тенденцию: люди, которых мы задерживаем, не выходят из дела и продолжают руководить «бизнесом» из тюрьмы.
Камеры, "многоступенчатые" сейфы и газовики
Корр .: — Недавно в Лондоне был предложен такой проект: за камерами видео-наблюдений, установленными в городе, наблюдают обычные пользователи на своих домашних компьютерах. В случае, если они замечают преступление, сообщают в полицию. За обоснованный или необоснованный вызов – награда или штраф, соответственно. Мы теперь интересуемся, как бы к такой идее отнестись в Риге?
— Это очень хорошая мысль, однако пока об этом тяжело говорить – все это стоит денег, — говорит г-н Кюзис. – За техникой и глобальным видео-наблюдением – будущее. Но заставлять полицейских, которые должны обеспечить общественный порядок на улице, смотреть телевизор – это не совсем правильно. Следующий шаг – это камеры с возможностью опознавать лица. В мире уже есть такие программы, когда камеры сами вылавливают тех людей, которые нужны полиции.
Но пока, как признает г-н Кюзис, на новшества нет денег. Поэтому «под колпаком» у нас только центр города, а микрорайоны – наблюдаются уже меньше.
То же и с охраной таких объектов, как банки.
Корр . — Как показало недавнее ограбление "Приват-банка", предприятия стараются экономить на физической охране. Однако это ставит под угрозу жизнь людей — в магазинах, расчетных группах банков, заправках и пр. Нет ли оснований выступить с рекомендациями для бизнеса в этой связи?
— Физическая охрана себя изживает, на место людей приходит техника, — говорит Интс Кюзис. — Все происходит с помощью оперативной связи и прибытия на место оперативных групп. Вопрос другой, где хранятся деньги. Их доступность. У многих банков есть такая практика: для того, чтобы получить деньги, оператор должен провести 5-6 операций, чтобы открыть сейф. Эта затрудняет положение грабителя – ведь он хочет все получить как можно быстрее. Если в банке можно просто открыть сейф и взять деньги – это уже вчерашний день. По этим вопросам мы сотрудничаем в банками и консультируем, как им лучше защититься
Ещё один актуальный вопрос — это проблема слишком уж доступного газового оружия.
— Когда мы расследуем грабежи бензоколонок, магазинов, нападения на таксистов , выясняется, что в 80% случаев использовалось именно газовое оружие, — говорит Интс Кюзис .
Но ведь продавщица не может и не должна выяснять, газовое оружие на неё направлено или боевое. Г-н Кюзис видит два возможных решения проблемы:
во-первых, это может быть возвращение к лицензированию газового оружия.
— В Финляндии, к примеру, газовые пистолеты продают только по разрешению;
во-вторых, (есть и такой опыт в мире) можно продавать газовики только отличные от боевых пистолетов по цвету. Например, ярко-красного или ярко-зеленого цвета.
— Тогда газовый пистолет сразу будет видно. А если его перекрашивают – это уже нарушение правил хранения и ношения оружия. За это следует административное наказание.
Что касается боевого оружия, то, по словам г-на Кюзиса, в прошлом году выросло число желающих приобрести боевые стволы – для самообороны и т.д.
— Но мы видим, что это оружие не используется. Люди покупают его, скорее, на всякий случай.
И кадровый вопрос
— Кадровый вопрос - самый тяжелый вопрос сейчас в полиции, — говорит г-н Кюзис. — После всех реорганизаций, сокращений штатов, 1 сентября прошлого года мы начали с небольшим некомплектом – несколько десятков человек. Сейчас — на 1 апреля – в Рижском регионе не хватает более 160 человек. Несмотря на безработицу, мы видим, что люди уходят из полиции. Уходят не только на пенсию. Бросают работу и молодые специалисты, у которых выслуга 5-10 лет, которые только-только научились. А ведь за ними должно было быть будущее. Часть уезжает за границу, часть находит работу тут. Средняя зарплата в Риге сейчас неполных 300 латов на руки, это начиная от полковников до рядовых. Мы понимаем ситуацию в государстве, но мотивировать людей все труднее.
Ольга ХАМЕНОК, Игорь ИЩУК.