Миллионные подарки ушли наследникам
Претензии к экс-банкирам возникли после того, как они сделали многомиллионные подарки своим сыновьям. В дарственной значились депозиты, арестованные в рамках иска банка к экс-владельцам на 62 млн латов.
— Со стороны бывших акционеров и членов правления — Каргина и Красовицкого — были проведены конкретные действия, направленные на то, чтобы уклониться от выполнения решения суда. По-нашему мнению, у этих действий имеется явно выраженные характер преступного деяния, о чем мы проинформировали правоохранительные органы, — сообщил нам член правления Parex banka Юрий Адамович.
По сообщению руководства банка, в полиции по их заявлению был начат уголовный процесс по 296 статьи УЗ – «невыполнение решения суда».
Спор о депозитах
"Дело о подарках" — это по сути одно из сюжетных ответвлений гражданского дела между старыми и новыми владельцами банка. Ибо новое руководство Parex banka подало иск против экс-владельцев, в рамках которого рассчитывает взыскать 62 миллиона латов. Сейчас это дело находится в суде. В качестве обеспечения иска было арестовано имущество Валерия Каргина и Виктора Красовицкого. В результате под арестом оказались их наличные средства, недвижимость, доли капиталов, банковские вклады и платежи, полагающиеся от третьих лиц, к примеру, проценты по депозитам.
Обеспечить иск удалось далеко не на всю сумму. Однако вклады в Parex banka на 20 млн латов были арестованы. До этого момента проценты с них отправлялись не на счета Каргина и Красовицкого, а к судебному исполнителю.
И вот, экс-банкиры попытались деньги «вынести через заднюю дверь», считает нынешнее руководство банка.
Как сообщает программа De facto, 19 мая Виктор Красовицкий заключил договор дарения со своим сыном Георгием Красовицким. В собственность последнего перешли два депозита в Parex banka на общую сумму в 9 миллионов латов и процентной ставкой в 20% годовых. На следующий день Георгий Красовицкий попросил банк перечислять проценты на его счет.
Похожая сделка состоялась 13 июня между Валерием Каргиным и его сыном Рэмом. Валерий Каргин подарил ему вложенные в банк полтора миллиона латов, также под 20%.
Руководство банка подозревает, что таким образом бывшие владельцы пытаются уклониться от выполнения решения суда. Поэтому они обратились в правоохранительные органы.
Сами подозреваемые об уголовном процессе узнали из СМИ. Сейчас Валерий Каргин и Виктор Красовицкий в Латвии отсутствуют. Однако их представитель адвокат Угис Грубе сообщил нам :
— В программе De facto прозвучала информация о том, что Валерий Каргин и Виктор Красовицкий провели сделки с арестованными денежными средствами. Она не соответствует действительности: никаких сделок с заложенным имуществом не проводилось. Сейчас готовится иск против LTV с требованием отозвать ложные сведения, а также заявление в правоохранительные органы с требованием начать уголовный процесс о разглашении сведений, которые, согласно 5-й части 62-й статьи закона о кредитных учреждениях разглашать запрещено.
Откуда появилась претензия на 62 миллиона
Свой иск новое руководство Parex banka обосновывает выводами из результатов юридических и финансовых исследований, которые по заказу банка провели финансовые консультанты латвийского и международного масштаба: бюро адвокатов Herbert Smith LLP (Лондон), аудиторская компания KPMG LLP (Лондон) и бюро присяжных адвокатов Eversheds Bitаns (Латвия).
Одновременно в рамках данного иска банк требует от Каргина и Красовицкого возмещения убытков в связи с нарушением заключенного в ноябре 2008 года Договора вложения.
Как можно понять из предыдущих заявлений, путем подачи иска в суд и ареста имущества банк пытается уклониться от выплаты экс-владельцам процентов по их вкладам в субординированный капитал. Эти вклады, как считает новое руководство банка, крайне невыгодны для учреждения. Претензии к ним были озвучены по результатам ревизии Госконтроля.
Было констатировано: даже после перехода банка в собственность государства экс-владельцы должны были получать примерно 380 000 латов в месяц в виде процентов по вкладам в субординированный капитал банка. То есть сохранилась крайне благоприятная для г-д Каргина и Красовицкого ситуация, которая существовала с середины 90-х. А именно: согласно депозитным договорам, заключенным еще в 1995 году, основателям выплачиваются дивиденды в размере 24% в год — и так 37 лет.
То есть фактически владельцы и руководители банка получали ежемесячную зарплату и не платили с нее никаких налогов. Кроме всего прочего, упомянутые вкладчики имели право в любой момент увеличивать или уменьшать сумму вкладов, а также переводить вклады в любую свободно конвертируемую валюту, а сами проценты по вкладам ежемесячно и регулярно зачислялись на счета вкладчиков, словно зарплата.
Валерий Каргин только по процентам в 2007 году получил минимум 3,35 млн латов, а в 2008-м — 2,52 миллиона. Суммы, выплаченные Виктору Красовицкому, составили 1,24 млн латов и 0,76 млн латов, а вот его спутница жизни Нина Кондратьева в 2007 году получила 2,1 млн латов, а в 2008-м — 1,67 миллиона.
Иск был подан 30 июля 2010 года.
На 16 сентября 2011 года судья Гвидо Унгурс назначил предварительное судебное заседание по данному делу. Планируется, что на нем будет решаться вопрос о письменных доказательствах.
Спор за обеспечение: кого арест имущества сделал беднее
И ещё одним побочным сюжетом "спора о депозитах" является процесс за обеспечение иска (именно из-за этого обеспечения в итоге было начато уголовное дело). Залог пытались обжаловать обе стороны, так как выяснилось: от назначенного судом ареста имущества экс-банкиров больше страдают не они, а «пострадавшая сторона» по делу – банк. Однако и ответчики — Валерий Каргин и Виктор Красовицкий — попросили суд отменить арест хотя бы на те проценты, которые они должны получать по вкладам в Parex. Ибо, по их мнению, арест сделал их «злостными неплательщиками, нарушающими договор».
В чем суть дела. Суд постановил в качестве обеспечения иска наложить арест на недвижимое и движимое имущество Каргина и Красовицкого. В ответ банк должен был перечислить 7 млн латов на счет судебного исполнителя в качестве страхового депозита. Это требование банк выполнил.
Однако сейчас выяснилось: судебному исполнителю удалось обеспечить иск только на 887 618 латов.
В итоге адвокат Агрис Битанс, представляющий Parex banka, попросил уменьшить сумму страхового депозита с 7 миллионов до суммы, сравнимой с взысканной.
Также выяснилось: в октябре 2010 года банк разорвал с бывшими владельцами депозитный договор на 27 млн долларов и кредитный договор на 20 млн евро на основании того, что они не платили проценты. Ответный ход экс-владельцев был таким: в связи с односторонним разрывом договора Каргин и Красовицкий уже подали иск против банка в Рижский международный третейский суд.
Представитель ответчиков – адвокат Угис Грубе – заявил в суде: проценты его клиенты не смогли платить именно из-за обеспечения иска, запрещающего это делать. Таким образом его клиенты «были превращены в злостных неплательщиков». В ответ на это представляющий банк адвокат Битанс призвал оппонента не впадать в эмоции. По его мнению, то, что Каргин и Красовицкий не платили по процентам, означает одно: у них нет денег.
Итог в этом споре пока таков: жалобы на обеспечение, поданные обеими сторонами в Верховном суде были отклонены.