«Мужчины все более активно участвуют в фиктивных браках, которые заключаются в основном в Ирландии. К тому же именно мужчинам затем в случае необходимости труднее всего оказать помощь», — отметила она.
Четкой характеристики участников брачных сделок нет. Как правило, это горожане (82%), реже — сельчане (18%). В целом, это люди, которые плохо знают языки, относятся к социально незащищенным группам или выросли в детских домах. В национальном плане есть выраженная тенденция: среди граждан Латвии, заключающих фиктивные браки, 91% — латыши. Чаще всего это молодые люди (половина — в возрасте от 18 лет до 21 года).
Глава консульского отдела посольства в Ирландии Вия Буша сообщила, что пик фиктивных браков зафиксирован в 2009 году. Например, латвийцы тогда заключили 257 браков с гражданами Пакистана.
Буша отметила, что если раньше на таких браках можно было заработать 3000—10 000 евро, то теперь все чаще фигурируют признаки торговли людьми, когда латвийцев просто заставляют совершить сделку. Буша признала, что законы в Ирландии весьма благоприятствуют таким нарушениям. Ни полиция, ни ЗАГС не имеют права вмешиваться в подозрительные случаи, даже если на церемонии жених и невеста не в состоянии общаться без переводчика.
В качестве возможных мер по улучшению ситуации на заседании обсуждалось введение уголовной ответственности за организацию незаконного получения видов на жительство в странах ЕС и европейской экономической зоны. Нужна также превентивная работа, в том числе в школах и детских домах.
Одновременно депутат Дзинтар Абикис («Единство») выразил мнение, что люди, отправляющиеся в Ирландию для вступления в фиктивные браки, ищут легкий способ заработать. В итоге они становятся жертвами собственной неосмотрительности. Тем не менее им следует оказывать помощь.