Эстония лидирует среди стран ЕС по числу смертей от передозировки наркотиков на душу населения, и причиной почти всегда является употребление фентанила — синтетического опиата, который распространился среди потребителей внутривенных наркотиков Эстонии с тех пор, как героин оказался в дефиците 10 лет назад, говорится в статье.
Еще большее удивление вызывает то, что злоупотребление фентанилом — бич русскоязычного меньшинства, отмечает журналист.
Жертвы и причины
«Русскоязычные жители Эстонии, целое поколение которых выросло на обочине эстонского общества в силу языковых и культурных барьеров и безработицы, больше подвержены риску значительного стресса», — поясняет Кристина Йост, социальный работник НКО Convictus, пытающегося уменьшить фентаниловую проблему.
Фентанил, который на жаргоне наркоманов называется «белый китаец», в большинстве государств мира является рецептурным обезболивающим, отмечает издание. Вещество вызывает сильную, но недолгую эйфорию, поэтому употребляющие его наркоманы используют наркотик от трех до четырех раз в день.
Поскольку фентанил — очень сильнодействующее вещество, постоянно существует угроза передозировки, пишет автор статьи.
За 2011 год в Эстонии было зафиксировано 123 летальных исхода, напрямую связанных с наркотиками, сообщает издание, и 95% были вызваны передозировкой фентанила. Почти всеми его жертвами были мужчины, средний возраст — 30 тридцать лет.
«Источниками поставок нелегального фентанила в основном считаются Россия, Белоруссия и Украина», — говорит министр внутренних дел Эстонии Кена-Марти Вахер.
Клубная субкультура и «эффект гетто»
«Употребление наркотиков в качестве возбуждающих средств, безусловно, больше распространено среди этнических эстонцев. Это связано с клубной жизнью», — считает преподаватель социологии Таллинского университета Петер Вихма. «Среди представителей этнических русских субкультур сильнее групповая солидарность... Это может быть чем-то вроде эффекта гетто», — предполагает Вихма.
«Хотя Эстония значительно продвинулась вперед с момента получения независимости от СССР в 1991 году, русскоговорящее население не пожинает плодов экономического роста и политической свободы. Употребление алкоголя и наркотиков, высокий уровень ВИЧ-инфицированности и преступность терзают их сообщества», — пишет автор статьи, отмечая, что «эти потребители тяжелых наркотиков зачастую не соответствуют стереотипному представлению о наркомане».
«У большинства наркозависимых есть медицинская страховка, что означает, что у них есть работа», — передает он слова Кристины Йост.