Им вменяется получение мошенническим путем денежных средств в крупном размере в составе организованной группы, а пятерым обвинения предъявлены также в легализации нажитых преступным путем средств. Часть этих средств была выдана в виде кредитов предприятиям, которые на тот момент уже находились в состоянии фактической неплатежеспособности и контролировались обвиняемыми.
В минувшую пятницу суд решил, что процесс будет происходить в закрытом режиме. Ходатайство об этом было обосновано тем, что в материалах дела много информации, содержащей коммерческую тайну Norvik Banka. Просьбу высказала представитель банка, к ней присоединились все остальные участники дела, в том числе и прокурор Эвита Масуле. При этом было также отмечено: за закрытыми дверьми проходят и другие судебные процессы, связанные с Winergy и Norvik Banka.
В чем суть дела
Принадлежащая эстонцам компания Winergy и связанные с ней фирмы набрали в Norvik Banka многомиллионные кредиты на строительство ветряного парка. Спор разгорелся, когда банк начал возмущаться, что ему не хотят возвращать деньги, но Winergy обвинила банк в отъеме электростанции. Представители Winergy, в свою очередь, жаловались на рейдерство и требовали защитить инвестиции. В ответ представители банка уверяли: учреждение стало жертвой мошенничества с кредитами.
В итоге возникло множество процессов, связанных с этими спорами. В 2015 году Вентспилсский суд, например, признал фиктивной сделку на сумму 35 миллионов евро на поставку 13 генераторов между участником тяжбы с Norvik Banka, девелопером ветряного парка Winergy, и эстонским предприятием Firepower.
Как пояснил тогда журналистам президент Norvik Banka Оливер Брамвел, суд удовлетворил иск Norvik Banka в полном объеме и в своем вердикте указал, что в действительности целью участвующих лиц была не правовая сделка, а введение в заблуждение других лиц.
Оливер также отметил, что признанная Вентспилсским судом фиктивной сделка впервые появилась в разработанном Winergy плане процесса правовой защиты (ППЗ), чтобы план ППЗ не пришлось согласовывать с крупнейшим кредитором Winergy — Norvik Banka. И еще: хотя договор покупки между Winergy и Firepower предусматривал поставку 13 генераторов на 35 млн., в качестве обеспечения исполнения сделки Winergy предоставила в залог только автомашину Renault...
Позже стороны заключили мировое соглашение. Парк перешел под контроль банка, однако по поводу мошенничества уже был начат уголовный процесс.
"В Латвии целая индустрия банкротств!"
В разгар следствия публично жаловался на происходящее и акционер, председатель совета Norvik Banka Григорий Гусельников. Он заявил, что лично ощутил на себе давление "латвийской индустрии банкротств".
— В Латвии непропорционально огромный бизнес, связанный с банкротствами, целая индустрия. Это несоразмерно для маленькой страны, к тому же эти люди оказались очень богатыми, а как они стали богатыми? Разрушая экономику страны... Дело Winergy можно взять и исследовать с самого начала, когда банк в результате мошеннических действий потерял предмет залога. На тот момент обозначился весь круг проблем, существующих в области защиты кредиторов, — пояснил банкир в интервью Dienas Bizness.
В деле Winergy конкретная претензия у банкира вот в чем: якобы в интересах банка ветряной парк Winergy был арестован, но оказалось, что по этой причине банк должен держать резерв в размере 26 миллионов евро, который вычитается из его капитала, поскольку регулятор финансового рынка говорит, что ветряной парк арестован и его могут конфисковать.
Уже в нынешнем, 2018 году стало известно: иск Norvik Banka и его владельцев против латвийского государства в Международный центр рассмотрения инвестиционных споров (International Centre for Settlement of Investment Disputes — ICSID) был принят к рассмотрению. Сумма иска будет раскрыта позже во время рассмотрения арбитражного процесса.