Эпопея с розыском Карпичкова тоже давняя - тянется с 1996 года. В 1998 году он сбежал из Латвии. В 1999 году Карпичков был задержан уже в Лондоне, но власти Великобритании отказались его выдать Латвии.
С тех пор Карпичком периодически мелькает в британской прессе, в том числе и для того, чтобы пожаловаться на преследования.
Сейчас Латвия снова потребовала его выдать, сообщает представитель прокуратуры Лаура Маевска. Она также подтвердила, что ведомство ждет решение британских компетентных учреждений по выдаче лица для уголовного преследования.
Далее мы расскажем обо всем этом несколько подробнее.
Приключения экс-шпиона
Борис Карпичков начал свою карьеру в КГБ в 1984 году. Служил в контрразведке и службе внутренней безопасности КГБ ЛССР до 1991-го. Затем перешел на работу в коммерческие структуры, в частности, в банк Olimpija, в котором отвечал за службу безопасности.
В 1996 году сотрудники латвийской Экономической полиции возбудили уголовное дело по факту расхищения в банке Olimpija 500 000 долларов из кредита G-24. Борис Карпичков оказался одним из подозреваемых по этому делу.
Возникли тогда вопросы по поводу пропажи денег и к экс-председателю совета акционеров этого банка Льву Кремеру (убит 30 апреля 2000 года) и к президенту концерна Pardaugava Владимиру Лескову (уехал в Россию еще в конце 90-х, недавно умер).
И вот, уже в ходе следствия Карпичков тайно покинул Латвию, сбежав из под домашнего ареста по поддельным документам.
Позже в британской прессе он объяснял свой побег так: сбежал из Латвии, так как Россия узнала о том, что он был двойным агентом, когда служил в КГБ. По версии Карпичкова, с одной стороны он шпионил в пользу России, но в тоже время передавал сведения о России Латвии, Франции и США.
В сентябре 1999 года Карпичков был задержан сотрудниками спецотделения центральной полиции Лондона. Генеральная прокуратура Латвии послала запрос о его выдаче. Однако в 2002 году Высший Королевский суд Великобритании своим постановлением прекратил «экстрадиционные преследования» Карпичкова.
Карпичков разоблачает
Латвийская полиция все это время продолжала добиваться нового задержания и выдачи экс-контрразведчика. А Карпичков, когда обострялся вопрос о его выдаче, делал очередное громкое разоблачение.
В последний раз мы писали, что "Карпичкова вскоре могут выдать в Латвию" в 2010 году. И как раз в это время Карпичков через газету The Daily Mail обвинил спецслужбы Соединенного королевства в смерти военного эксперта Дэвида Келли.
Напомним для тех, кто забыл об этой громкой истории: Дэвид Келли занимался разоблачением фальсификаций в отчетах британского правительства о наличии оружия массового поражения в Ираке. В июле 2003 года был обнаружен мертвым в лесу в Оксфордшире. Следствие заключило, что смерть наступила в результате самоубийства.
А вот Карпичков заявил, что от эксперта-ученого избавились за «безрассудное поведение». В качестве источника информации об убийстве Келли экс-контрразведчик назвал своего бывшего начальника Питера Эверетта, руководившего компанией Group Global Intelligence Services. В этой фирме работали бывшие сотрудники разведки MI-5, которые выполняли детективную работу по заказам частных фирм.
...Мы тогда предположили: на волне скандала Карпичкова снова не выдадут в Латвию. Так и вышло.
"Я в списке 8-ми целей Путина"
В прошлом году по понятным причинам "шпионские страсти" оживились из-за дела Скрипалей. Как мы помним, 4 марта 2018 года в городе Солсбери Скрипаль и его дочь Юлия стали жертвами отравления, предположительно, нервно-паралитическим веществом из семейства, известного как «Новичок».
И вот, 10 марта прошлого года Борис Карпичков пожаловался таблоиду Mirror, что он тоже был отравлен и вообще находится в списке 8 людей, которых Владимир Путин хочет видеть мертвыми.
По его словам, в результате отравления он потерял почти 5 стоунов (около 30 кг!) веса и все волосы на теле.
"Мне 59. Но я не слишком оптимистичен по поводу того, что отмечу 60", - заявил он мрачно год назад. К счастью, прогноз пока не оправдывается.
Как выяснилось, что он говорил о попытке отравления в 2006-2007 годах, когда он проживал в Новой Зеландии. А именно: по словам Карпичкова, в 2006 году в Окленде к нему подошел какой-то бродяга и бросил в лицо непонятный порошок. После этого ему в течение долгого времени было плохо, но потом состояние нормализовалось.
Экс-майор КГБ пояснил, что до нападения на Скрипалей ему в голову не приходило, что инцидент с бродягой мог быть покушением.
Газета NZ HERALD в этой связи сообщила, что после заявлений Карпичкова местная полиция начала расследование.
Вместо морали
Директор латвийского Бюро Интерпола Юрий Ясинкевич сообщил автору этой статьи весной 2000 года:
— Карпичкова должны выдать Латвии через пару недель. Все документы уже оформлены, остались только процессуальные нюансы.
Однако, как мы видим, Карпичкова не выдали и в следующие 18 лет.
Его версия о кредитном деле: "Я не Киселев!
Обвинительная версия в связи с кредитом выглядит таким образом. Из банка 548 124 Olimpija мошенническим путем были уведены 548 124 долларов. Их, возможно, разделили между собой Карпичков и Вячеслав Гойло (позже был застрелен).
Версия обвинения: кредит был похищен. Бизнес-план, представленный при его получении, — явная липа. Ибо никто из обвиняемых и не собирался развивать сельское хозяйство страны. В общем, преступный умысел — налицо. Впрочем, все фигуранты вину отрицали.
— Ну и что с того, что документы на получение денег заполнены моей рукой! Этих денег я не получал! — не раз повторял Борис Карпичков.
Он защищался таким образом (цитуруется по газете "СМ-сегодня"):
— Да, я заполнил документы на получение денег — по просьбе моего бывшего коллеги по КГБ, владельца «КС» Виталия Киселева. Он жил в Москве, хотя имел паспорт постоянного жителя Латвии и зарегистрировал здесь свою фирму. Весной 1993 года он обратился ко мне с просьбой открыть счет — поскольку все документы должны быть на государственном языке. А он латышского не знал. Я помог ему в этом. Как впоследствии помогал заполнять и другие документы. И присутствовал при получении денег.
Куда дальше делись 250 тысяч? Этого Карпичков не знает. А предположения прокуратуры, что Киселев и Карпичков — это одно и то же лицо, несостоятельны. «Доказательств-то нет!»
Николай Кудрявцев (Полностью текст публикуется в газете "Сегодня).