В середине 90-х все было гораздо серьезнее...
Эффективное средство
Криминальные группировки 90-х, которые всему учились быстро, поняли, что эффективнее средства для шантажа, устрашения и выбивания долгов — нет.
Оговорим сразу: взрывали и раньше. Так, в 1990 году в Риге прогремела целая серия политических взрывов. Однако пострадавших и разрушений при этом не было. Поэтому и газетчики, и оперативники относились к ним как к части политического шоу — "Что, опять хлопушка около памятника Ленину?..".
Это было время баррикад, митингов, демонстраций. На общем весьма шумном фоне бескровные взрывы просто терялись.
А вот 28 июня 1992 года можно считать своего рода памятным днем. Тогда в результате взрыва впервые погиб человек. В 2 часа ночи на дороге к Островному мосту в электрический столб врезался автомобиль "Вольво". Выяснив степень повреждения, водитель снова сел в машину. И тут рвануло...Водитель погиб. При осмотре машины был обнаружен предохранитель от гранаты. Основная версия тогда была — разборки.
Всего в 1992 году было произведено около 40 взрывов, в основном около магазинов. Взрывали обычно по ночам, и задача уничтожить кого-то, или нанести серьезный ущерб, как правило, не ставилась. А вот напугать "клиента" обычно удавалось.
При этом часто использовались гранаты, реже тротил. Взывчатку тогда достать было нетрудно, ею приторговывали в воинских частях. Однажды полицейским удалось даже перехватить партию с гранатами — три ящика. Но, понятно, что это была лишь небольшая брешь, которая отнюдь не повлияла общую ситуацию.
Приведем характерный пример из взрывной хроники 1992-го года. Летом одна из рэкетирских группировок разбиралась с фирмой "Ригас Лада", которая занималась торговлей "Жигулями". Сначала — 5 августа около 4-х утра — на территории фирмы взорвали гранату. Это ЧП последовало сразу за письмом, в котором неизвестные просили 10 тысяч долларов у руководства фирмы — за "охрану", а иначе говоря, возможность нормальной работы. Однако директор фирмы платить отказался и первое предупреждение проигнорировал. После этого неизвестные бросили гранату уже целенаправленно — на автостоянку фирмы. Были серьезно повреждены джип ЛуАЗ и "Кадиллак". Общий щерб составил 18300 долларов...Преступление так и осталось нераскрытым.
1993-й: очень шумный
По количеству убийств и криминальных взрывов 1993-й год стал рекордным. Насильственных смертей было зарегистрировано более 400 (обычно, чуть более 100), а взрывов — около 100.
Для репортеров криминальной хроники это был кошмарный год. Ну, ув. читатели, прикиньте сами. Первый взрыв случился в Риге 3 января (пострадал киоск фирмы "Орион"), последний — 3 декабря (взорвали небольшое кафе). А в промежутке между ними еще 98 взрывов, иногда с жервами и разрушениями. То есть: примерно через каждые 3-4 дня.
Взрывались магазины, кафе, киоски и машины. И это не считая убийств.
К числу самых неприятных можно отнести взрыв 17 февраля — в 5 часов утра взрывное устройство сработало в Риге около магазина "Сените" (ул. Гертрудес). Неизвестные положили его на решетку магазина, и в результате пострадал весь 5-этажный жилой дом — у жильцов повыбивало стекла.
Активно взрывали и во время Большой войны в Юрмале, где Пардаугавская группировка пыталась нейтрализовать весьма честолюбивого местного бандита Гитлера (Гитченко).
Так, в ночь с 6 на 7 марта взрывное устройство сработало в учебном центре Департамента полиции в Каугури. Взрыв в левом крыле здания был очень мощным. Взрывчатка была заложена за решетку с внешней стороны. Это был прозрачный намек полиции — в чужие дела «не соваться».
Потом были два однотипных взрыва. 8 марта — в магазине «Иева» (Меллужи) — на этот раз взрывное устройство было заложено в вентиляционное отверстие. Точно так же через неделю произошел подрыв ресторана «Кабург».
После этого на какое-то время последовало затишье. Но в апреле бои возобновились. Так, в 3 часа ночи 3 апреля очередной взрыв прозвучал в ресторане «Ориент» на Йомас. Прозвучал со второй попытки: первое устройство дало осечку.
Тогда все эти юрмальские взрывы воспинималось только как эпизоды Большой войны. И отнюдь не самые впечатляющие. Ибо сразу после взрыва в "Ориенте" — буквально через пару часов, в Булдури, на улице Виестурес, 39, начался настоящий бой. По жилищу, где должен был находиться Александр Гитченко, стреляли из гранатомета, автомата АКС, в ход были пущены восьмизарядные винтовки — «ремингтоны-помпы»...
Из гранатомета поначалу были выпущены две учебные гранаты, которые особых разрушений не произвели. Затем три стены насквозь прошил снаряд, но Гитченко остался цел. После того, как его взрывом сбросило с кровати, он ползком добрался до окна и начал через него отстреливаться. Бой длился минут семь. Потом на месте скоротечного сражения были найдены восемь гильз от автомата АКС и чека от гранаты.
Что было неожиданным: все обошлось тогда без жертв :)
Под боем — первые лица
В 1994-м взрывали уже меньше. Этих шумных ЧП за год было всего 36. Но появилось и нечто новое: хотя взрывчатку продолжали подкладывать под магазины и кафе, но чаще под боем оказывались непосредственно руководители фирм. Логика в этом была очень простая: деньги (доли фирмы) именно у них, так зачем пугать простых продавщиц и официанток?
В это время в полицейской сводке стал варьироваться такой сюжет: "Под дверь квартиры (под машину) президента такой-то фирмы была подложена взрывчатка, примерно 100 (200) граммов в тротиловом эквиваленте... ". Как вариант: "Взрывчатка была подброшена в окно".
Самый громкий взрыв в 1994-м прогремел 24 мая в 12.10. Сработало взрывное устройство с дистанционным управлением, когда президент фирмы "Дукатс" и двое его работников спускались в свой офис.
Напомним полицейскую версию той истории: в январе 1992 года один из представителей "харитоновской группировки" пришел к хозяевам латвийско-польского магазина D&L (это был по меркам начала 90-х весьма престижный магазин на Бривибас, в бывшем здании "Ригас модес"). Обоим совладельцам — г-ну Дукатсу и пану Лесиньскому — были предложены услуги в качестве «крыши».
В ходе переговоров более неудобному Дукатсу был поставлен ультиматум: ты должен Лесиньскому 10 000 долларов. Плати или отказывайся от должности директора. Дукатс выбрал второе. Тогда его похожим образом «отговорили» и от финансового участия в D&L.
Запуганный Дукатс от всего послушно отказался, получил 40 000 репшиков отступных и ушел. Но потом пожалел — по его словам, магазин давал по 5 тысяч дохода в день. И не рублей, а долларов. Бизнесмен пытался через разные суды вернуться в D&L в течение полутора лет.
Отчаявшись, в мае 1994 года Дукатс написал заявление в полицию. 19 мая прошел обыск у его экс-партнера Лесиньского. А через четыре дня Дукатса взорвали в его собственной машине: бизнесмену оторвало ноги, попутно были ранены несколько прохожих. Один из них скончался вслед за Дукатсом.
Этот эпизод потом вошел в "дело Харитонова", но обвинение не смогло его доказать. Таким образом, следствию не удалось найти и наказать виновных в этом взрыве.
Из взрывных устройств в 1994 году чаще всего применялись гранаты РГД-42, Ф-1 ("лимонка"), РГД-5, противопехотные мины.
Не проходите мимо!
В 1995 году количество взрывов сохранилось на уровне предыдущего года. Однако случайных пострадавших стало несколько больше. Видимо, к этому времени психологический барьер был пройден и посторонних уже не жалели.
Ниже — несколько наиболее шумных примеров из взрывной хроники того времени.
Так, 11 октября в 20.00 в Риге неподалеку от президентского дворца взорвалась "девятка", за рулем которой находился президент Lits International. В машине находился также бухгалтер фирмы. Итоги взрыва: машина сгорела дотла, президенту оторвало пятку, бухгалтер получила сотрясение мозга и ожоги, но оба сумели выбраться из машины и остались в живых.
Через 8 часов после этого взрыва на проспекте Виестура были взорваны двери квартиры, в которой проживал президент фирмы AMC. Соседям тоже досталось — в трех соседних квартирах тогда повылетали двери..
1 декабря в 20.05 в своем подъезде был взорван резидент фирмы "Респект ЛТД" Александр Лупич. Для его убийства использовалось взрывное устройство с дистанционным управлением. Это был один из первых примеров. Потом — в 1996-1997 годах они получат широкое распространение.