В рамках эксперимента передача выяснила, что при использовании популярной платёжной карты Revolut заработанные деньги не видны Службе государственных доходов (СГД).
Revolut - это "учреждение электронных денег", которое предоставляет счёт и физическую и/или электронную карту, на которую можно получать средства.
Их можно тратить в магазине, интернете, а также снимать наличные.
Многие компании уже работают по такой системе, и десятки предложений также доступны и в Латвии.
Они отличаются от банков условной анонимностью - например, Revolut зарегистрирован в Великобритании и, в отличие от банков, имеющих лицензии в Латвии или в других странах Европейского Союза, не обязан информировать СГД о своих латвийских клиентах.
Представитель Службы госдоходов (СГД) Арнис Либензонс пояснил, что получение информации в данном случае очень проблематично, так как даже налоговая Великобритании не проинформирована о клиентах Revolut.
Относительно анонимным может быть и снятие наличных денег: если какой-нибудь клиент латвийского банка снимет большую сумму со своего банкомата, то это видно в банке, который в подозрительных случаях может сообщить в соответствующие службы.
Однако, отследить снятие денег с "учреждений электронных денег" практически невозможно.
Данное отсутствие прозрачности может помочь скрыть денежный путь, его происхождение и/или конечного получателя. Также это может быть использовано для выплаты зарплат в конвертах.
В Revolut пояснили, что существует система для обнаружения подозрительных транзакций. В компании рассказали, что у них отмечается любое подозрительное поведение, а поток денежных средств контролируется специальной системой искусственного интеллекта.
Учреждение информирует правоохранительные органы обо всех незаконных действиях, отметил представитель компании Суп Ранджан.
Риски в "учреждениях электронных денег" видит и Комиссия по рынку финансов и капитала. Там отметили - если в фирмы и банки, имеющие лицензию в Латвии, могут быть оштрафованы за нарушение требований по борьбе с отмыванием денег, то иностранные компании не подлежат их контролю.