Страницы:
Вам гос. язык или доехать?
Представитель профсоюза таксистов переживает о падении престижа профессии и качества обслуживания: при нехватке кадров фирмы берут кого попало.
— Таксисты не знают латышского и английского языков, сдирают с иностранцев по 20 евро за проезд до ближайшей гостиницы. Такси у автовокзала не берут клиентов без 10-15 евро. И приехавший из села пожилой человек, которому нужно добраться до больницы, к ним никогда не сядет, — сетует он.
— У нас накопилось достаточно информации о каждом водителе и каждой поездке, — парирует Юрис. — Так вот, качество частных водителей оказалось намного выше, чем у лицензированных таксистов! Каждый день водители получают по крайней мере по 10 оценок от клиентов, и мы стараемся избавиться от тех, чей рейтинг падает ниже 4,8 звезды из пяти.
(Заметим, что жалобы главы профсоюза на падение качества обслуживания для нас, рижан, вообще летят мимо кассы. Местные языки мы знаем, а для приехавшего с хутора дедушки Taxify как раз и будет выходом из неприятной ситуации, когда его не сажают у автовокзала лицензированные бомбилы.)
Гирт еще отметил проблему стоянок такси: они поделены между таксистами разных фирм. Если ему нужно дождаться клиента на бульваре Аспазии, в Старой Риге, у рынка Матиса или какого-нибудь торгового центра, то «чужаку» могут и шины проколоть.
Новые технологии, старое мышление
— Taxify работает вне закона. Потому что перевозки такси — это лицензированная предпринимательская деятельность, — говорит Гирт.
Юрис признает упрек, но клиенты хотят пользоваться не только услугами лицензированных такси, но и услугами частных водителей со своими машинами — т. н. ridesharing (пример экономики совместного потребления). Надо просто отрегулировать этот вид перевозок на законодательном уровне, говорит бизнесмен.
Его оппонент считает, что цель Taxify — разрушить отрасль. Крупные фирмы обанкротятся. Он сравнивает Taxify со временами перестройки, когда алкоголем и сигаретами торговали на углах, а не в магазине.
Юрис оппонирует, что Taxify — это просто один из способов вызова такси. Гораздо более быстрый и удобный, чем через колл-центр. А все остальные вопросы — налоги, лицензии — можно оговорить в законе.
— Профсоюзу таксистов я посоветовал бы больше стараться улучшить саму отрасль, в которой годами не решаются проблемы. Тогда и ridesharing будет не нужен, — убежден он. — А сохранять старую рыночную модель, на которую жалуется сам профсоюз, зажимая при этом новые технологии, я не вижу смысла.
От себя как от пассажира добавлю вот что: в Европе идет ровно такая же борьба лицензированных таксистов с новыми приложениями: забастовки, блокады трасс, горящие покрышки. Людей понять можно: они годами привыкли работать по старинке, не ожидая никаких засад от новых технологий (хотя машина с автопилотом вместо водителя уже тестируется — и тогда таксисты вообще станут не нужны). Но давайте представим, что машинисты тепловозов объединятся и потребуют запретить возить людей по воздуху. Вы готовы отказаться от возможности за три часа добраться до Парижа, чтобы у хозяев железных дорог «все было хорошо»?
Виктория СТИЕБРЕ, Суббота/ves.lv