Есть такая феноменальная страна
Поводом задаться таким вопросом стал свежий отчет Европейской комиссии, в котором сравниваются цены на электричество всех 28 стран ЕС. Мы сравнили его с таким же отчетом ЕК за прошлый год и были сильно удивлены.
Судите сами. Перед вами графики из отчетов ЕК за два прошедших года. На графиках мы видим, какие оптовые цены на электроэнергию были в европейских странах в первом квартале 2016 года и какие за такой же период (с января по март) в 2017 году. Также мы можем сравнить конечные цены на электричество для потребителей (домашних хозяйств).
Как видим, в соседней Литве оптовая цена за год снизилась с 36,9 до 34,9 евро за мегаватт. И цена электричества для населения тоже уменьшилась с 12,23 до 11,08 евроцента за киловатт.
Еще интереснее в Эстонии. Там тоже конечная цена для домашних хозяйств упала с 12,96 до 12,23 евроцента за киловатт, хотя оптовая цена даже выросла с 31,8 до 33,0 евро за мегаватт.
И только в Латвии розничная цена для потребителей не снижается – стоит намертво на отметке 16,18 евроцента за киловатт! Хотя цена на бирже в Латвии была 36,5 евро за мегаватт, а через год она снизилась на 7% до 34,0 евро за мегаватт. Как говорится, есть такая феноменальная страна – Латвия. Кто положил прибыль в карман?
Торговцы: мы уже снизили цену
Может быть, компании, продающие электричество населению, не ощутили никакой конкуренции и не чувствуют потребности снижать цены? Биржевая цена падает, а они, продавая электричество населению по неизменной розничной цене, только радуются, что прибыль растет? Давайте спросим у них.
Ивита Бидере, пресс-секретарь Latvenergo, клиентами которого является большинство домашних хозяйств Латвии, утверждает, что их компания цены для населения каждый год пересматривает.
– Оценивая конечную цену электроэнергии для потребителей в Латвии, важно понимать, что в общем счете, который получает клиент, цена электроэнергии – это только одна из компонентов, и она составляет примерно 1/3 часть счета. Это компонента, которая не регулируется. Она меняется – в зависимости от биржевой цены и соответствующего торговца. В большинстве случаев торговцы электроэнергией эту компоненту каждый год пересматривают, создавая в условиях свободной конкуренции свое предложение клиентам. Остальные компоненты счета: услуги передающей и разделительной сети, компонента обязательной закупки, а также налог на добавленную стоимость.
Торговая марка Elektrum каждый год пересматривает свое предложение продуктов, в соответствии с прогнозируемыми тенденциями на бирже. Одновременно надо иметь в виду, что для продуктов с фиксированной ценой цену на следующий год устанавливают в предыдущем году, прогнозируя ожидаемый уровень биржевых цен и принимая риск возможного колебания цен в этот период. Например, в конце 2014 года, когда только создавались предложения для свободного рынка, продукты были созданы с учетом прогноза падения биржевых цен. И каждый год изменения цен корректируют соответственно этому прогнозу и в зависимости от продукта.
Поэтому компонента электроэнергии в продуктах Elektrum в прошедшие годы ежегодно снижалась в соответствии с влияющими на нее тенденциями (например, снижению цен на электроэнергию на бирже способствовало эффективное производство на ТЭЦ и другие обстоятельства), – сообщила «МК-Латвии» Ивита Бидере.
– С начала открытия рынка в 2015 году ООО 220 Energija предлагает самую низкую цену электроэнергии, что можно видеть на разных сайтах сравнения цен и сегодня. В момент открытия рынка мы снижали цены несколько раз, например, наш местный резерв на нашей доле рынка в период открытия снизился на 20%. Наша стратегия – обеспечить клиентам наилучшие цены, ибо качество продукта у всех торговцев одинаковое. Самым дешевым для латвийских клиентов всегда был биржевой тариф, так как потребитель в этом случае платит фактическую рыночную цену с маленькой прибылью продавца электроэнергии, – сообщили газете в фирме 220 Energija, с которой жители Латвии тоже имеют договоры на поставку электричества.
Итак, ныне торговцы на свободном рынке электроэнергии признают, что они имеют прибыль (к слову, прибыль Latvenergo в 2016 году составила 130 миллионов евро), но при этом уверяют, что снижение цены на бирже отражается и на их конечной цене для потребителя. Правда, на конкретный вопрос: «Если тариф был снижен, то на сколько процентов и для каких продуктов?», ни один из опрашиваемых нам не ответил.