Беспокойство с опозданием
Автор рекомендаций – межправительственная организация FATF (The Financial Action Task Force), в свою очередь, за реализацией рекомендаций наблюдают пять региональных организаций. В случае Латвии это подчиняющаяся Европейскому совету Экспертная комиссия в сфере легализации незаконно полученных средств и финансирования терроризма или MONEYVAL. Это и есть та институция, сообщение которой о Латвии посеяло такое беспокойство. Правда, не ясно, почему именно сейчас. Документ был распространен в июле прошлого года, в нем анализируется ситуация осени 2017 года. В тот момент банк ABLV еще работал. В список неугодных американским властям кредитных учреждений он попал через официальное сообщение 16 февраля 2018 года. После этого на протяжении всего года в латвийском финансовом секторе шли серьезные перемены. Менялись законы, менялись процедуры безопасности. Объем иностранных инвестиций снизился с 8,1 до 3,2 миллиардов евро в конце лета.
Но в конце года внезапно выяснилось, что мы все еще горим синим пламенем. Как поняли в политических кулуарах – потому что допущена самоликвидация банка ABLV, а оба его владельца не в тюрьме. Правда, в сообщении MONEYVAL такого требования не найти. Есть одна сноска про сообщение американского FINCEN, утопившее банк. Но по какой-то причине воцарилась паника. Президент Раймонд Вейонис в среду сообщил, что правительству уже в январе нужно будет принять решение о MONEYVAL, и не важно, которому – если не будет нового, это сделает старое правительство.
Кого-то надо посадить в тюрьму
Главная ответственная за введение рекомендаций FATF – руководитель Службы контроля Илзе Знотиня. Она – одна из редких чиновников страны, кто все это прочла и может объяснить широкой публике, что не устраивает международных партнеров. Оценку Латвии от MONEYVAL на десяти листах на латышском языке можно найти на сайте службы. Вкратце это восемь основных выводов: присутствует неравномерная и вообще недостаточная оценка потенциального потока зарубежных незаконно приобретенных средств через Латвию. Сведения о необычных сделках и о подозрительных сделках полностью не соответствуют латвийскому профилю риска, а их качество недостаточно. Санкции для физических лиц не кажутся опасными и не отвращают от нарушений закона из-за снижения наказания. В стране нет ни одного процесса или обвинительного приговора, напрямую связанного с финансированием терроризма (возможно, именно этот пункт политики поняли, как приказ незамедлительно посадить кого-то в тюрьму). Неясно, проводят ли учреждения соответствующие мероприятия, чтобы уменьшить риск обхода санкций. Существует большая вероятность, что значительное количество латвийских и иностранных юридических лиц вовлечены в схемы легализации незаконно приобретенных средств и финансирования терроризма. Наконец, латвийским контролирующим учреждениям высказан упрек, что не все они активно участвуют в международном сотрудничестве.
Больше больших штрафов!
В сентябре прошлого года правительство утвердило обширный план действий по введению указанных в оценке MONEYVAL рекомендаций. Руководитель службы контроля Илзе Знотиня на вопрос о внезапной панике политиков ответила Neatkarīgā, что «оснований для паники в любом случае нет» и что «все в порядке». Просто надо продолжать выполнять включенные в план мероприятия. Но некоторые сроки придется уменьшить.
Что стало причиной спешки, если рекомендации финансовому сектору в силе еще с 2012 года, Neatkarīgā так и не удалось выяснить. Но и неофициальную, распространенную политиками версию, что партнеры Латвии по сотрудничеству потребовали перенять ликвидацию ABLV и посадить в тюрьму владельцев банка Олега Филя и Эрнеста Берниса, ни одна институция не подтвердила.
Комиссия рынка финансов и капитала только объяснила, что партнеры хотят видеть прогресс Латвии именно в репрессивном плане: «Проще говоря, MONEYVAL требует больше и больших штрафов для банков».
Источник: nra.lv, перевод freecity.lv.