Предыстория этого дела такая: в январе 2015 года Совет по конкуренции (СК) обвинил торговцев автомашинами бренда Volkswagen в создании картельного сговора, применив к ним штраф в размере примерно 7,6 млн евро. Те возмутились и подали в суд. И когда иск дошел окружного административного суда, тот штраф отменил.
Однако Сенат посчитал, что выводы административного суда недостаточно обоснованы, чтобы можно было отменить решение СК о нарушении и наказании, поэтому дело направляется на повторное рассмотрение в административный окружной суд.
Что выяснилось из электронной почты
Важным обоснованием рекордно крупного штрафа, наложенного СК на дилеров и импортеров Volkswagen, является электронная переписка по поводу закупок, в которых они участвовали.
СК, судя по материалам дела, помогла жалоба одного из дилеров, который подал заявление в Совет по конкуренции. (Он также был участником дела, но так как выступил в роли заявителя, то за информацию получил скидку).
Защита в связи с этим указывала: возможно, причиной сообщения, поданного в Совет по конкуренции, стало такое обстоятельство - заявителя исключили из сети дилеров, о чем он отдельно судился.
После получения заявления были проведены обыски на предприятиях, изъяты носители данных. СК два года изучал ситуацию, и в декабре 2014-го года принял решение - картельный сговор был, а в начале 2015-го года сообщил о наложении штрафа.
Доказательствами при этом, в частности, стали электронные письма.
Что в этой переписке имеется: один дилер пишет другому, что будет производится закупка (к примеру, государственная или муниципальная) и он в ней будет участвовать, поэтому просит коллег в ней участия не принимать.
Тексты е-писем в основном содержат просьбы воздержаться от участия в какой-либо закупке, в которой какое-то предприятие решило участвовать.
Однако в каждой закупке участвовали и дилеры других брендов автомашин, то есть конкуренция, по сути, была, - указала в связи с этим защита.
Но в итоге, как видим, Сенат с этим не согласился и все же отправил дело на пересмотр.
Вместо морали
Учитывая, что тема "картельных сговоров" и миллионных штрафов - сейчас весьма актуально в связи со строительными фирмами, решение сенаторов весьма показательно. И кстати: дело о картеле автоторговцев дает представление о том, сколько лет идут подобные суды. Как уже сказано, штраф был наложен в январе 2015 года, после чего последовали иски.
Так в чем картель?
Защита в ходе процесса указывала: хотя переписка между предприятиями и происходила, явных признаков картеля найдено не было.
Приведем две цитаты из пояснений адвокатов по этому делу, которые приводил в свое время db.lv.
Юлия Ернева: "Необходимо понимать, о чем идет речь. Мы все понимаем, что продукт один. Это автомашина Volkswagen. Конкуренция может быть по цене, но цену в этом случае в основном определяет завод. Именно завод помогает дать дилерам лучшие цены и это значит, что в распоряжении дилеров одни и те же инструменты. Остается еще определяемая ими маржа прибыли, что является несущественным на фоне цены автомашины. Получается, что дилеры одного бренда не могут предлагать совсем разные цены.
...В Латвии нет завода Volkswagen и он не участвует в споре, хотя в реальности конкуренция на рынке происходит между автопроизводителями. Конкуренция есть на глобальном уровне, но в нашем конкретном деле выделен только один небольшой элемент. Это мы и подчеркивали на суде и сказали Совету по конкуренции, что важна общая картина, а не отдельные элементы."
Дебора Вапила: "Совет по конкуренции рассмотрел электронную переписку и пришел к выводу, что это картель, поэтому был применен штраф. Однако классическим картель был бы, если вместе собрались бы производители разных брендов автомашин и договорились бы о переделе рынка в Латвии. Вот в этом случае это несомненно был бы картель."
Николай Кудрявцев, "Сегодня"