26 Ноября 2024 17:28
Новости
  20:59    22.7.2016

"Дело шоферов–коммерсантов": о причинах тяжелых автобусных аварий

"Дело шоферов–коммерсантов": о причинах тяжелых автобусных аварий
Автобусные аварии с кровавыми жертвами у всех на слуху. Так вот: как выяснилось из нашей беседы с председателем правления профсоюза LABA Раймондом Гайлисом, есть значительный фактор риска, о котором у нас почему–то не пишут. Это зарплата шоферов, которые до 70% денег получают в виде "премиальных". Или не получают, если не вписались в график.
"Состояние дороги и погодные условия при такой системе оплаты — это не так важно, как попасть в Таллин вовремя", — пояснил нам Гайлис. Возможно, в этом и есть причина многих тяжелых автобусных аварий с жертвами за последнее время.

В беседе с Гайлисом мы также выяснили: какой шанс есть у работников, которых насильно загнали в "индивидуальные коммерсанты", или микропредприятия, отстоять свои права на трудовой договор. Как выяснилось, это хоть и трудно, но возможно.

Поскольку последний вопрос касается очень многих, с него и начнем.

"Дело шоферов–коммерсантов"

Оговорим сразу, уважаемый читатель: мы не будем разбирать идеальные ситуации, когда работник может требовать, чтобы "все было прописано в контракте, иначе я ухожу". Понятно, что такая возможность на нашем рынке труда есть отнюдь не у всех. И зачастую, чтобы сохранить свое рабочее место, приходится идти на известные компромиссы.

Однако есть ли шанс у работника, уже ставшего "предпринимателем", возможность как–то защитить свои права?..

Раймонд Гайлис в этой связи рассказал нам об одном из первых судебных дел профсоюза LABA, которое стало прецедентным.

В 2003 году один из крупнейших в Латвии Елгавский автобусный парк, которым тогда руководил экс–министр земледелия Петерис Салказанов, решил, что у него больше не будет трудовых договоров с шоферами. Это невыгодно. И все 150 водителей должны были стать "юридическими лицами", то есть сидеть за рулем и выполнять ту же работу, но уже как "коммерческие заказы" в качестве предпринимателей.

Выигрыш от этого маневра для предприятия был очевидным: налоговая оптимизация. Для работников же это было существенным ухудшением их положения. Во–первых, урезались социальные гарантии. И во–вторых, для шоферов было достаточно затруднительно оформлять документы, связанные с предпринимательством, — подобных навыков у них просто не было. Однако людей в ультимативной форме предупредили: если вы не становитесь коммерсантами, то работы для вас не будет.

Это было еще до эры микропредприятий. Но статус "индивидуальный коммерсант" тогда уже был, и это давало возможность экономии на социальном и подоходном налогах.

— Водители обратились в отраслевой профсоюз, но он к тому времени уже развалился. Недовольные, которые попытались организовать забастовку, были тут же уволены. Причем никто не соблюдал закон и порядок расторжения трудового договора: "Вы завтра свободны!" И все, — комментирует ситуацию Раймонд Гайлис.

Поэтому люди были вынуждены становиться фирмами.

— Там были сотрудники, которым просто некуда было деваться. В Елгаве нет столько рабочих мест для шоферов, чтобы выбирать, и не все могли отправиться на работу в Ригу. И тогда люди обратились к нам.

Далее последовало обращение в суд, в котором была просьба признать, что заключались никакие не "договоры коммерческих отношений", а трудовые. Просто закамуфлированные. И суд в итоге это признал. Со всеми вытекающими для работников возможностями.

— Процесс был выигран, но шел долго — почти 8 лет. Только в 2011 году Верховный суд (со второго раза) дал оценку подобным "коммерческим" отношениям. В решении было указано, что происходила симуляция коммерции. И что эти договоры, которые Елгавский автобусный парк заключал с шоферами как с индивидуальными коммерсантами, являются на самом деле трудовыми договорами. И люди должны быть восстановлены на работе.

Потом все это надо было дожать административными рычагами — и сейчас все работники автобусного парка имеют нормальные трудовые договоры, — комментирует итоги этого дела Раймонд Гайлис. — Потом видел отзывы Службы госдоходов: как определить, какие отношения могут считаться коммерческими, а какие — обычными трудовыми.

Что, уважаемый читатель, из этого следует практически: есть решение Верховного суда, которое указывает, как надо понимать подобные "договоры коммерческих отношений". И в подобных случаях, когда компромиссы уже невозможны или бесполезны, можно идти в суд.

О цене вопроса

А теперь давайте сделаем небольшое отступление, чтобы посетовать на цены. Как известно, у квалифицированного юриста часовая консультация стоит сейчас порядка 80–100 евро. У некоторых известных адвокатов еще дороже: 150 и выше.

Стоимость ведения процесса в одной судебной инстанции (подготовка документов, представление интересов в суде) обойдется клиенту порядка 2000 тысяч евро. Всего же таких инстанций три. Если, конечно, дело не уйдет на новое рассмотрение.

Из этого следует очевидное: при наших средних зарплатах у простых работников на суд, чтобы отстоять свои права, денег быть не может.

Логично в подобных случаях обратиться за помощью в профсоюз, у которого есть и юристы, и опыт ведения подобных судов. К примеру, на прошлой неделе газета "Вести Сегодня" выражала признательность профсоюзу LABA от имени шофера Святослава Стародубцева, который выиграл дело против своего работодателя.

Однако нужно учесть, что конкретно в LABA вашими делами бесплатно займутся, если срок членства составляет хотя бы 4 месяца. И это понятно: деньги на юристов нужно откуда–то брать.

Таким образом, если вы вступили как раз в разгар трудового конфликта, то помощь вам тоже окажут, но за деньги, хотя и со скидкой.

Стать членом профсоюза просто: достаточно явиться в бюро на Гертрудес, 36 (сайт Arodbiedriba.lv). Взносы в LABA составляют 1% от брутто–зарплаты, их можно делать перечислением. При этом Гайлис оговаривает особо: участие в профсоюзе, если так складываются обстоятельства у работника, не афишируется. Это ведь не секрет: многие работодатели у нас, мягко говоря, подобное не приветствуют.

Что еще очевидно: когда "гром уже грянул", защищать людей гораздо труднее.

— К нам иногда обращаются строители, которым не выплатили вознаграждение за объект. Но надо было раньше вступить в профсоюз. Тогда увольнения производятся только по согласованию с нами. К тому же это гарантия компенсации за несчастные случаи, которые у нас не редкость.

Про аварии и шоферов, которые гоняются за графиком

Теперь же перейдем к нашумевшим автобусным авариям с жертвами.

Можно, конечно, продолжить обсуждать и погодные условия, и состояние дороги. Но не будем забывать: все эти обстоятельства должен оценить человек, который сидит за рулем. И, соответственно, принять решение, с какой скоростью ехать дальше и ехать ли вообще. Но этот человек нервничает: если он притормозит и не впишется в график, то не получит до 70% зарплаты.

— Есть регула Евросоюза, которая напрямую запрещает привязывать оплату труда шоферов к скорости, — поясняет в этой связи Гайлис.

И это логично: если зарплата шофера напрямую зависит от километров — значит, и риски для пассажиров будут больше. Погодные условия, состояние дороги — все это будет оцениваться уже гораздо менее осторожно.

Однако, по словам Р. Гайлиса, в Латвии эта регула зачастую игнорируется.

Профсоюз LABA в конце 2014 года года организовал забастовку шоферов в известной автобусной фирме Nordeka, где огромную часть зарплаты шоферов составляют разные нестабильные доплаты и премии, а основная ставка по тарифу равнялась всего лишь минимальной зарплате.

Требованием шоферов было повысить зарплату хотя бы на 25%. Одновременно LABA провел пикет в поддержку забастовщиков. Сообщалось, что планируют бастовать 22 человека, но реально прекратили работу только 15. В ответ руководство Nordeka отказалось вести переговоры. И в итоге дело закончилось ничем.

Что ж, отметим от себя: вряд ли общество в целом от этого выиграло.

— У нас был активист в Nordeka, который все это испытал на себе. Что значит "основная часть — премиальные"? Это же означает субъективный подход. А если отношения с кем–то не складываются? Не протер канистру — все, премии нет.

Проблема тут в том, что нет коллективного договора. Поэтому работодатель ставит зарплату в зависимость от такого фактора: шофер должен быть "в графике" несмотря ни на что.

У нас также есть члены профсоюза в Ecolines. И что мы видим, если смотреть на последнюю аварию? Водителю был бы штраф, если бы он опоздал в конечный пункт. А безопасность в таких случаях, естественно, страдает.

"Консультируйтесь с нами ДО заключения договора"

В настоящий момент в профсоюзе LABA состоят более 7000 человек. Почти всех отраслей.

— Много медицинских работников за последнее время вступило, — комментирует Гайлис.

Что касается конкретных трудовых споров, то:

— Мы 95% дел выигрываем. Тут главное опыт, который имеют наши юристы. Хотя против зачастую выступают очень сильные адвокатские конторы.

Одно из последних дел было неординарным: юристам профсоюза удалось защитить программиста, которому не хотели платить его зарплату и уволили. И вот уже есть решение суда: работник восстановлен в должности. Но данное дело, пожалуй, заслуживает отдельного разговора.

Напоследок совет от LABA: советуйтесь со специалистами (профсоюзом) до того, как заключить трудовой договор. Будет меньше проблем.

Николай КУДРЯВЦЕВ, "Вести сегодня"

Оставить комментарий

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии