Фабула у этого спора такая: Рижский окружной суд вынес приговор в деле двух простых рижских «дорожников» против KNAB, а также Госполиции и Генпрокуратуры. За несправедливые обвинения во взяточничестве они требовали 600 000 латов на двоих. Суд признал правоту полицейских, однако постановил взыскать по 10 000 в пользу каждого.
Ранее — в 2007 году — KNAB обвинил Ренара Яукулиса и Юриса Юрченокса в вымогательстве взятки в 200 евро и отправил за решетку. Однако через месяц их выпустили, и дело в отношении них было закрыто.
Оба «дорожника» решили потребовать у государства компенсацию своего морального ущерба. Претензии имелись также к прокуратуре, которая санкционировала процесс, и Госполиции, откуда их уволили.
Взятка и драка
Стоит напомнить о фабуле «взяточного дела». 27 мая 2007 года «дорожники» Яукулис и Юрченокс патрулировали город. На улице Ницгалес они остановили автомобиль Honda Civic, попросили у водителя (Михаила Д.) права и техпаспорт. Однако водитель пояснил, что предъявить может только свой паспорт: прав у него нет (есть только паспорт), а техосмотр машина не прошла. Полицейские забрали ключи от машины и стали объяснять нарушителю про грядущий штраф. По словам Михаила, его пугали штрафом в 300 латов, при этом «намекая, что можно договориться и на меньшую сумму» (так сказано в его дальнейших показаниях). В конце концов, они, по словам водителя, сговорились на 150 латов.
— Я сказал им, что у меня такой суммы нет, и попросил разрешения позвонить другу. Мне велели звонить прямо из машины. Я позвонил, только не другу, а следователю KNAB Юрису Ю. Сказал ему, что нахожусь в полицейской машине, что с меня требуют 150 латов, и попросил их привезти.
Юрис Ю. попросил узнать, можно ли привезти деньги в евро. Этот вопрос задержанный адресовал полицейским, на что получил ответ «можно, по курсу 0,7». То есть 220 евро.
Чуть позже Юрис Ю. приехал на место передачи денег лично — он привез заранее сфотографированные деньги — 200 евро. Михаил передал их полицейским под диктофон, и ему вернули ключи от машины.
Далее Юрис Ю. попытался «дорожников» арестовать, но они стали сопротивляться и убегать. Кнабовцу даже удалось схватить Юрченокса, но тот вырывался и попытался сломать оперативнику руку. А Яукулис даже выстрелил в борца с коррупцией. В итоге Юрченокс сбежал с места ЧП в полицейской машине, а Яукулиса все-таки удалось удержать...
Но эту версию событий, как уже сказано, следствие доказать не сумело.
Доказательства исчезли
Обоим полицейским инкриминировали взяточничество в группе по предварительному сговору, а также противостояние представителям силовых структур. Но в ходе следствия прокурор одно за одним стали вдруг исчезать доказательства.
Главное – куда-то пропали взяточные деньги. Затем та самая диктофонная запись — она, как выяснилось, не несла никакой важной информации. И что существенно: разрешения на эту запись сотрудник Бюро по борьбе и предотвращению коррупции не получал.
Позже главный свидетель Михаил свидетель отказался сотрудничать с KNAB и перестал давать показания. Причина: он был арестован по другому делу и находился в статусе обвиняемого.
Промежуточный итог
KNAB признал иск полицейских лишь частично и так же, как и Гепрокуратура, посчитал, что каждому полицейскому нужно выплатить по 500 латов. И на этом закрыть дело. Госполиция, в свою очередь, никаких исков не признала вообще.
Отсидевшие 40 дней в изоляторе "в нечеловеческих условиях" полицейские требовали куда большие суммы, чем 500 латов на человека. И добились – суд распорядился выплатить им по 10 тысяч.
Однако Генеральная прокуратура это решение уже решила оспаривать— её не устраивает слишком большая сумма компенсаций. KNAB свою позицию пока еще не обнародовал. И лишь Госполиция согласна с приговором.
Ранее представитель Госполиции отметил: после того, как инцидент был исчерпан, обоих полицейских восстановили в полиции, им были предложены равнозначные должности.
Яукулис и Юрченокс и сейчас продолжают работать в правоохранительных органах. Первый является сотрудником спецподразделения «Альфа», а второй – работает в группе оперативного управления (в дежурной части).