— У МОН никогда не будет достаточно средств для развития науки внедрения в производство, в то время как у Министерства экономики не хватает знаний и научного подхода в подходе к работе и планировании бюджета, — считает президент Академии наук Оярс Спаритис.
В прошлый планировочный период более 200 миллионов было направлено в Министерство экономики для покупки разного оборудования. Это скорее была покупка средств механизации, у которой нет никакой связи с инновациями. Похоже, в этот раз мы въедем в другую «канаву», предупреждает директор института Органического синтеза Ивар Калвиньш.
— Для покупки аппаратуры или создания материально-технической базы ждя инноваций там не предусмотрено ни цента. Таких денег формально нет и в разделении средств от МОН. Потому что там инновации пытаются заменить исследованиями и развитием. Но исследования — это создание знаний, а инновации — это создание продукта. Для этого нужна специфическая материально-техническая база, — подчеркивает Калвиньш.
Ученые не согласны с тем, что 128 миллионов уйдут на так называемый центры компетенции, где пл плану ученые и бизнесмены будут работать вместе. По его мнению, эти центры компетенции — просто посредник, который будет отсасывать деньги.
Оярс Спаритис считает: производственники смогут забрать 99% денег, если смогут у ученого купить что-то на 1%, чтобы формально оказаться в проекте.
Ученые считают, что нам следует по примеру Литвы и Эстонии увеличить роль Академии наук в разделе денег, чтобы сами ученые могли решать, какие лаборатории и экспериментальные производства создавать.
Бизнесмены считают наоборот: ученые хотят понастроить замков света, понаставить туда синхрофазотронов и ждать, когда предприниматели придут туда с заказами.
— Опыт прошлых лет показывает: в научные институты закуплена куча дорогого оборудования, которая стоит покрывается пылью, — говори руководитель центров компетенции Нормунд Бергс.
Спаритис на это отвечает:
— Вы не найдете в академии или институте прибора, который бы не использовался и был бы списан или остался не у дел. Это просто обмен оскорблениями, в котором не может появиться сотрудничество.
Дискуссии об этом не утихали даже в кабинете премьер-министра Лаймдоты Страуюмы. Однако решение по разделу 700 миллионов должно дойти до правительства к Лиго.