Суд отметил, что важным являлся вопрос, затрагивают ли оспариваемые нормы оговоренное ст. 112-й Конституции право индивида на образование, поскольку они содержат запрет на реализацию учебных программ на иностранных языках, в том числе русском. Оспариваемые нормы ограничивают права большой части русскоязычных жителей Латвии на получение высшего образования на родном языке. Однако из ст. 112-й Сатверсме не проистекает право требовать, чтобы образование индивиду было обеспечено в желаемой ему форме или на языке, кроме гарантированного права доступа к высшему образованию на госязыке в государственных вузах.
Оспариваемые нормы, однако, не требуют что-то обеспечить — они запрещают реализовывать программы обучения на иностранных языках, указал суд. И тем самым противоречат академической свободе вузов, которая является неотъемлемой частью деятельности высших школ и необходима, чтобы создать среду для получения знаний и обмена ими, передачи следующим поколениям. Сатверсме (ст. 113-я) не позволяет государству устанавливать содержательные элементы научной деятельности, что в совокупности со ст. 112-й вменяет ему в обязанность создать такую систему высшего образования, где эта свобода уважается.
«Признать третье предложение части первой ст. 5-й в том, что касается частных высших школ, их преподавателей и учащихся, отвечающими статьям 112-й и 113-й Сатверсме. Признать часть третью ст. 56-й и п.49 переходных правил, когда они касаются частных высших школ, их преподавателей и учащихся, не отвечающими статьям 112-й и 113-й Сатверсме и утратившими силу с 1 мая 2021 года», — гласит вердикт суда.
Хотя приговор окончательный, обжалованию не подлежит и вступает в силу с момента его объявления, сами признанные не соответствующими Сатверсме нормы утратят силу не сразу. Суд пояснил: он признаёт, что законодателю требуется время, чтобы разработать языковое регулирование для частных высших школ, которое отвечало бы статьям 112-й и 113-й основного закона страны, и в такой ситуации «необходимо и допустимо» то, что еще какое-то время несоответствующие нормы еще будут действовать. «Разумным периодом времени» на создание новых правовых норм признано время до мая 2021-го.
Податели иска — представители частных вузов — считают, что поправки к 5-й и 56-й статьям Закона о вузах не только противоречат Сатверсме, но еще и чреваты многомиллионными убытками для частных высших школ Латвии, сообщало ранее Латвийское радио 4. В частности, Тартуский и Вильнюсский университеты, где есть программы на русском, теперь составляют серьезную конкуренцию Латвии, заявила ранее в суде представитель Ассоциации частных вузов Латвии, преподаватель вуза и экс-депутат Сейма Ирина Цветкова:
«По данным за 2017 и 2018 годы, около 10% студентов вузов Латвии учатся на иностранных языках, это 8,5 тысячи студентов. Половина из них учатся или билингвально, или на русском языке. И это не только местные студенты, но и приезжие из стран СНГ и Грузии — и мы видим. что число этих студентов сократилось наполовину, то есть мы с поправками к Закону о вузах потеряли половину этих студентов, половину из тех 10% студентов, что учатся на русском и билингвально.
Надеемся, что суд Сатверсме признает наш иск обоснованным, а поправки к закону противоречащими Конституции. Почему я говорю отдельно об обучении на русском: стоит понимать, что студенты из стран СНГ — Казахстана, Узбекистана, Белоруссии и других государств, — если они способны обучаться на английском, вряд ли выберут для обучения в вузе Латвию, есть много других стран.
Обучение в вузах на языках, которые не являются языками Евросоюза, составляет около 40%. Говоря об этих 10% студентов, которые учатся на иностранных языках в Латвии, таких студентов 5,5 тысячи — и если подсчитать, сколько они платят за учебу, убытки от потери таких студентов для наших вузов составляют более 5 миллионов евро. Это прямые и непрямые убытки. Следует понимать, что если такие студенты (а это половина всех студентов вузов Латвии, которые учатся на иностранном языке) лишаются возможности учиться на русском языке в вузах Латвии, они выбирают обучение в вузах соседних стран на том же русском языке, даже если это постоянные жители Латвии. Тем более, что Латвия признает дипломы соседних стран, и в дальнейшем они просто приравниваются к латвийским».
Профессор Латвийского университета Ина Друвиете, латышский филолог и экс-министр образования, ранее, отвечая на вопросы Конституционного суда, заявила, что главное — укреплять позиции госязыка. Задача интеллигенции Латвии заботиться об укреплении латышского языка и способствовать тому, чтобы латвийские вузы прежде всего готовили специалистов для своего местного рынка, считает профессор Друвиете. А потому, даже обучаясь и публикуясь на иностранном языке, студент должен писать дипломную работу на латышском, заявила она:
«Говоря о том, может ли в Латвии быть высшее образование на китайском или арабском языке, отвечу однозначно — нет, потому что мы говорим не о курсах или культурных программах, а именно о высшем образовании, и я считаю, что приоритетом должно быть в латвийских вузах образование в первую очередь на госязыке или языках Евросоюза».
Ранее представитель Министерства образования Дайга Дамбите, отвечая на вопросы суда, не признала никаких нарушений прав и свобод желающих получить высшее образование в Латвии.
Источник - rus.lsm.lv