В январе этого года в силу вступили поправки к закону «Об охранной деятельности», призванные урегулировать ситуацию в отрасли. Однако резкого улучшения не произошло.
Перекошенная конкуренция
Цель внесенных в закон изменений — борьба с нелегальной занятостью в охранной индустрии. Теперь все охранники должны иметь при себе служебное удостоверение, которое выдает работодатель. В нем помимо личных данных указывается дата заключения трудового договора и его номер. Это нововведение позволяет выявлять работающих без официального оформления или вопреки условиям своего трудового договора (например, круглосуточно вместо заявленных восьми часов). До принятия поправок обнаружить таких нарушителей было достаточно сложно.
Однако, по словам президента Латвийской ассоциации бизнеса безопасности Яниса Зепса, нелегалов на рынке все равно хватает. За заказы сейчас борются более 400 фирм. Конкуренция жесточайшая еще и за счет того, что меньше половины компаний работают полностью законно. Остальные, уйдя в «тень», не платят налоги, разрушают и засоряют рынок.
Еще и текучка
За последние два года на рынке в целом заметно сократился объем работ. Кроме того, в связи с кризисом пришлось пойти на уступки в ценовой политике, сообщила член правления компании Apsardzes centrs «Jaguārs» Элина Клевченко-Агеева.
«Сейчас из-за текучки кадров не на всех объектах удается создать сплоченный коллектив. Многие молодые люди получают сертификат, работают несколько месяцев, а потом уезжают на заработки за границу», — рассказала Э.Клевченко-Агеева.
Еще одна заметная тенденция — изменение предпочтений заказчиков. Сегодня их больше интересует сигнализация и видеонаблюдение. Несколько лет назад в топе была физическая охрана, но сегодня она не так популярна. Дело опять же в деньгах: электроника обходится дешевле «человеческого фактора». По оценке Э.Клевченко-Агеевой, в месяц с учетом налогов и НДС физическая охрана обходится примерно вдвое дороже чисто технической.
Играет свою роль и соотношение стоимости опекаемых ценностей и издержек на их защиту: «В последнее время очень много жалоб клиентов на мелкие кражи. Особенно часто воруют с машин зеркала. Злоумышленники научились делать это в считанные секунды, поэтому охранники не всегда успевают отреагировать. В договорах мы четко прописываем, в каких случаях вину за кражу на себя возьмет охранная компания».
«Если какая-то фирма предлагает почасовую ставку менее одного лата 93 сантимов плюс НДС за круглосуточную охрану объекта, то это значит, что она недоплачивает работникам и/или не перечисляет налоги. А государство такую практику с удовольствием поддерживает. Например, конкурс в больнице им. Страдыня выиграла фирма, предложившая ставку полтора лата в час. Это ненормально: значит, компания, скорее всего, начисляет сотрудникам минимальную заработную плату, а может, и того меньше. А у тех, очевидно, нет никакой мотивации добросовестно выполнять свою работу», — пояснил Я.Зепс .
По его словам, масла в огонь подлил и закон «О микропредприятиях», так как таковых появилось достаточно много и в охранной сфере.
Такие фирмы просто не могут позволить себе необходимые вложения в оснащение и подготовку работников, уверен Я.Зепс. Однако, по его словам, компании этой категории получают лицензии от Министерства внутренних дел, принимают участие в конкурсах и выигрывают. Из-за льготной системы налогообложения они способны предложить более выгодную цену, то есть, по сути, демпинговать.
Особенности несения вахты
Чтобы не превысить установленную трудовым законодательством месячную норму рабочих часов для одного сотрудника, необходимы четыре человека, которые, сменяя друг друга, будут работать на объекте круглосуточно. Если кто-то заболеет или уйдет в отпуск, подмены ждать неоткуда. И ведь их еще нужно проверять, например, не заснули ли они на посту. Если охрана нужна какой-то крупной организации, в здании которой несколько входов, то одно микропредприятие с этим заданием справиться уже не сможет, надо будет нанимать несколько фирм. Все это очень сильно влияет на качество услуг.
«Мне известно, что одно из микропредприятий участвует в конкурсе на охрану восьми километров железной дороги. Получается, что обследовать этот объект будет все время лишь один человек. И если их на предприятии всего четыре, то, случись что, сменить его окажется просто некому. Недопустимо, чтобы микропредприятия занимались охранной деятельностью. Они могут шить брюки или обувь: если один работник заболеет, то просто будет меньше готовой продукции. Однако доверять им безопасность, с моей точки зрения, рискованно», — резюмирует Я.Зепс.
Как навести порядок
Геннадий Сейбутис, президент охранной фирмы Pentano, ситуацию на рынке характеризует одним словом — застой, перечисляя те же причины, что и Я.Зепс: безнаказанный демпинг мелких фирм и нелегалов, общее падение расценок, ведущее к снижению качества услуг.
Г.Сейбутис полагает, что решением может стать радикальное сокращение числа игроков на рынке за счет повышения входного порога: «Еще в середине 1990-х годов европейские эксперты рекомендовали иметь в Латвии не более 20 охранных фирм. Сейчас их без малого 500, и каждую неделю появляются новые. В Литве 200 таких компаний, в Эстонии — 100. А у нас любой коммерсант, купив лицензию на охранную деятельность, имеет возможность заключать договоры субподряда на услуги крупных и хорошо экипированных компаний. Я считаю, что должна заработать такая действенная норма по регулированию услуг, как страхование гражданско-правовой ответственности участников охранной отрасли. Значительное повышение стоимости страховки резко повысит их ответственность, гарантирует клиентам и качество услуг, и получение адекватной денежной компенсации».
Янис Зепс также считает, что число игроков на рынке нужно срочно сокращать. Он, правда, предлагает чуть иной подход: резко ужесточить процедуру выдачи лицензии и отнимать ее сразу же после первого нарушения. Кроме того, утратившему ее бывшему владельцу следует запретить работу в этой сфере на два-три года даже под новой вывеской.