Страницы:
Что говорит сейм
Ответчиком по этому делу является латвийский сейм, который утвердил поправки. В своих пояснениях его представители указывают: принудительная аренда появилась вследствие земельной реформы. Поэтому законодатель посчитал себя вправе вмешаться в отношения аренды и ограничить размер оплаты.
Более того, после предыдущего приговора Конституционного суда по процентам аренды (подробнее об упомянутом приговоре — см. в главе "Иск Сони Тауб, который был выигран". — Авт.) ситуация в латвийской экономике изменилась: выросла кадастровая стоимость земли, выросло число сделок с земельными участками в раздельном владении, вырос спрос на такое имущество, развилось представление о правовом статусе квартировладельца, а также закрепился принцип социально ответственного государства.
Новые нормы разработаны только на тот случай, когда землевладелец и владелец квартиры не смогли договориться о размере арендной платы. И цель у этого нововведения благая: оно должно способствовать росту благосостояния общества.
Ответчик также предупреждает: землевладельцы не могут ожидать от земли такой же отдачи, как при вложении высокого риска. (Как мы с вами знаем, уважаемые читатели, 6% — это много. Такая отдача отнюдь не во всех сферах бизнеса может быть. — Авт.)
И еще: землевладельцам бы дан срок до 1 января договориться со своими жильцами о новом размере оплате. Так что они получили достаточно щадящий переходный период.
Жильцы: "Это очередная попытка сделать "земельных баронов" еще богаче!"
В связи с началом процесса товарищество Tauta pret zemes baroniem ("Народ против земельных баронов") распространило вчера заявление.
"Сегодня, 6 марта 2018 года, суд Сатверсме приступит к рассмотрению дела, затрагивающего жизненные интересы более 300 000 жителей Латвии.
Выражаясь юридически, это дело № 2017–17–01 "О соответствии 1–й статьи закона от 1 июня 2017 года "Поправки к закону "О приватизации государственных и муниципальных жилых домов" и закона от 22 июня 2017 года "Поправки к закону "О земельной реформе в городах Латвийской Республики" 1–й и 105–й статьям Сатверсме Латвийской Республики".
А по существу это очередная попытка сделать "земельных баронов" еще богаче, а тысячи и так уже униженных собственников квартир — унизить в очередной раз.
Правда, на сей раз вместе с владельцами квартир, ставшими в результате принятых в 90–е годы необдуманных законов и проведенной в спешке денационализации земли жертвами так называемой принудительной земельной аренды, будет унижен и главный законодательный орган Латвии — сейм, принявший в июне 2017 года поправки, предусматривающие постепенное, по 1% в год, уменьшение размера принудительной земельной аренды с 6% до 3% от кадастровой стоимости земли под многоквартирными домами.
Новоиспеченные "земельные бароны", взимающие принудительную аренду за землю, в очередной раз желают, чтобы суд Сатверсме эти изменения в законе отменил.
Товарищество "Народ против земельных баронов", объединяющее несколько тысяч собственников квартир, обращает внимание общества на тот факт, что вопрос, который сегодня, 6 марта 2018 года, начинает рассматривать суд Сатверсме, затрагивает жизненные интересы примерно 100 000 собственников квартир, чьи дома расположены на земельных участках, принадлежащих другим лицам. Если посчитать собственников квартир вместе с членами семей, то это около 300 000 тысяч человек, или примерно 15% населения страны.
В преамбуле к Сатверсме Латвия провозглашена СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ, и, на наш взгляд, интересы такой большой группы населения более важны, нежели интересы небольшой группы собственников земли. Обращаем также внимание общества на то, что в процессе денационализации землевладельцы имели ясное представление о том, что на передающейся в их собственность земле находятся многоквартирные дома, квартиры в которых принадлежат десяткам других людей.
Следует отметить, что 90% этих земельных собственников не являются бывшими владельцами земельных участков и их наследниками, которым права собственности были восстановлены по закону "О земельной реформе". Эти собственники перекупили землю у бывших владельцев, и для них это целенаправленный, гарантированный государством бизнес, основанный на взыскании принудительной арендной платы, обеспечивающий им такую норму прибыли, которая в несколько раз превышает доход по денежным вкладам в любом банке мира.
Что еще более интересно: согласно действующему законодательству, собственники земли никаким образом не участвуют в содержании и обхозяйствовании своих земельных участков. Все эти обязанности возложены на собственников квартир. Именно они оплачивают работу дворников, покос травы, уборку и вывоз опавшей листвы и снега. В результате реальные расходы собственников квартир достигают 10% от кадастровой стоимости (арендная плата плюс расходы на содержание земельного участка), в то время как собственник земли пользуется исключительным правом получать установленную законом арендную плату, которая с лихвой покрывает связанные с этим административные расходы.
Эти землевладельцы действуют по принципу: у них только права, а обязанности — это удел исключительно владельцев квартир в домах, стоящих на их земле (воистину, образцовая модель безоговорочных отношений между господином и слугами!).
Нынешняя ситуация, сложившаяся в государстве по вопросу принудительной земельной аренды, опасна, вредоносна, абсурдна, аморальна и неприемлема.
Неужели это та самая демократия, о которой говорится в Сатверсме Латвийской Республики?
Мы надеемся на справедливое решение Конституционного суда, которое не должно быть принято, основываясь на принципах рыночной экономики. Это должно быть честное, ответственное государственное решение, которое наконец–то упорядочит эти отношения в соответствии с принципами высшей справедливости".
От имени правления товарищества "Народ против земельных баронов": Владимир Ткаченко, Алена Чистякова, Регина Лочмеле–Лунева, Гундарс Удрис, Мара Вейдемане.