Например, сердечники вместо оригинального и проверенного плавикса за 13 евро теперь должны пользоваться польским аналогом всего по 1,98 евро за упаковку, пишет "МК-Латвия". А если им это не нравится, то за привычный плавикс, который раньше доставался им почти бесплатно, они должны доплачивать 11 евро с гаком из своего кармана.
Шок в аптеке
«Больше не могу молчать! – пишет Татьяна Николаевна из Риги, – мне 66 лет, по профессии я медик (фельдшер) с 40-летним стажем. У меня множество заболеваний. Я хочу спросить у Минздрава, почему выписанный мне со 100-процентной скидкой препарат стоит в аптеке 11 евро?! Если я покупаю в магазине товар со 100-процентной скидкой, это значит, что я за него не плачу ничего. А если я заплатила в аптеке 11 евро за таблетки, то это никак не 100-процентная скидка!»
Второй пример – история Яниса. Он пережил инфаркт. Врачи его спасли, за что мужчина безмерно благодарен и бригаде «скорой помощи», и оперирующему хирургу больницы «Гайльэзерс». На операционном столе в коронарные сосуды больного сердца врачи вставили стенты. Но теперь, чтобы жить и работать дальше, Янису надо принимать специальные препараты. Некоторые лекарства надо пить год, некоторые – до конца жизни. Лекарств требуется много, зарплаты может не хватить. Поэтому государство утверждает, будто компенсирует полную стоимость некоторых лекарств, а некоторые обещает со скидкой где в 75, а где в 50%.
Компенсируемые медикаменты для амбулаторного лечения может получить любой пациент, если ему врач поставил диагноз, упомянутый в правилах о компенсации медикаментов по определенным заболеваниям.
Компенсируемые медикаменты могут выписывать семейные врачи, эндокринологи, окулисты, онкологи, дерматовенерологи, неврологи (по отдельным группам диагнозов), психиатры, гематологи, кардиологи.
При выписке из больницы кардиолог написал Янису рекомендацию, какие именно препараты принимать. В тот же день пациент с этими рекомендациями отравился к семейному врачу, получил несколько «розовых» рецептов на лекарства со 100– и 75-процентной компенсацией, пару обычных рецептов на таблетки без компенсации и поехал в аптеку.
Рецепты были выписаны сразу на трехмесячную дозу: три упаковки одного лекарства, три – другого, три – третьего и так далее. «Если компенсация 100-процентная, то надо сделать сразу запас на три месяца», – решил Янис.
Не успел фармацевт пробить на кассе все препараты, как Янис чуть снова инфаркт не получил, потому что увидел на экране сумму необходимой доплаты – целых 55 евро. К счастью, мужчина успел сказать фармацевту, что на этом хочет остановиться. Оплатил чек, а за очередным препаратом, на который денег не хватило, пришлось идти в другой день. Это лекарство (тоже со 100-процентной компенсацией) обошлось Янису еще в 35 евро на три месяца. Итого весь набор пилюль на месяц потянул на 30 евро. В год это уже около 360 евро. Вот вам и компенсация.