Она рассказала, что в сейфе хранились документы за период с 1996 по 1999 год, а также диплом Лембергса об успешной сдаче экзамена и получении высшего экономического образования в Латвийском университете, датированный 1977 годом.
Сотрудники KNAB ничего из сейфа не забрали.
Теперь, по словам г-жи Слеи, после того, как обыск завершился досмотром содержимого сейфа, защита оценит весь ход обыска и необходимость подачи каких-либо жалоб.
Адвокат Айнара Шлесерса Виктор Тихонов уже высказал свое видение ситуации:
— Мой клиент, по сути, не возражал против обыска, — заявил он в интервью газете Neatkarīgā. — Однако даже часть депутатов считает, что из этого обыска могло получиться только шоу — кто-то уже слил информацию, момент внезапности был упущен.
Адвокат считает, что не обошлось в этом деле и без нарушений:
— В Сатверсме указано, что против законодателя может обращаться только генпрокурор или Генпрокуратура. Это они могут прийти в Сейм и сказать, что нужно обыскать или призвать к уголовной ответственности депутата. Однако в Сейм обратилась рядовая следователь KNAB. Комиссия по мандатам обратилась в Генпрокуратуру, с вопросом, может она все же подаст свое заявление, как это положено по закону. Но ответ из Генпрокуратуры был таким: нет, не дадим, поддерживайте заявление, которое прислал KNAB. При этом они упрямо заявляют, что за содержание этого заявления ответственности не несут. Это больше всего смущает: почему Генпрокуратура так действовала.
В общем, позиция защиты Шлесерса такова: «В заявлении KNAB множество абсурдных, ложных и лживых утверждений, естественно, что Генпрокуратура не хочет брать на себя ответственность за них». По поводу распространения этих «абсурдных и лживых утверждений», по словам г-на Тихонова, Айнар Шлесерс собирается требовать начать уголовный процесс. Как намеревается он поднять вопрос и о соответствии должности следователя KNAB, которая направила запрос.
— Не может рядовой следователь, как и рядовой полицейский, направить письмо в Сейм с просьбой кого-то обыскивать, — говорит адвокат.
Указывает г-н Тихонов и на то, что права разрешать обыск не было и у судьи Силакалнса.
— Сначала должно было быть получено согласие Сейма. Судья вышел из положения так: разрешил обыск «с условием, что его же разрешит Сейм». Но это же абсурд. Судья не имеет права принимать решения «с условиями» — «я тебе назначу 5 лет тюрьмы, если такой-то политик одобрит». Такого быть не должно.
Это же поставило в неловкое положение и депутатов — им пришлось подвергать сомнению решение судьи. Однако в решении судьи и заявлении следователя KNAB были описаны разные вещи, отмечает г-н Тихонов. Так, судья дал разрешение на обыск только в связи с одним эпизодом. Поэтому депутаты и настаивали на «законной процедуре»: заявлении от генпрокурора или Генпрокуратуры, которое внесло бы ясность.
Сейф Лембергса вскрывают вторую неделю
В минувшую среду — во время обыска в Вентспилсской думе — выяснилось, что специалисты KNAB не могут открыть сейф производства финской фирмы KASO в кабинете Айвара Лембергса. Сам мэр Вентспилса пояснил: в сейфе пусто — он им не пользуется, а код забыл. Провозившись с сейфом несколько часов, борцы с коррупцией опечатали кабинет мэра, приставили к нему муниципального полицейского и уехали.
Вернулись они на следующий день с двумя помощниками, которые начали сверлить сейф при помощи мощного сверла. При этом присутствовала адвокат Айвара Лембергса Сандра Слея. По ее словам, к вечеру возникло ощущение, что сейф вот-вот откроется, но этого все же не произошло.
— Сегодня сейф вскрывать не будут, попытки продолжатся на следующей неделе, — сообщила kriminal.lv г-жа Слея.
Пока новых обысков у вентспилсского мэра, по ее данным, не запланировано.
— К нам пришли с тремя разрешениями на обыск: в поместье Пузе, в машине и в рабочем кабинете мэра в думе, — говорит адвокат.
На данном этапе у защиты г-н Лембергса жалоб по поводу проведения обыска нет. Хотя, как отмечает г-жа Слея, адвокаты и сам г-н Лембергс недоумевают, в связи с чем, собственно, сам обыск состоялся.
— У Айвара Лембергса нет никакого статуса в деле. Что ему вменяется — непонятно.
Еще один вопрос, который остается открытым: кто заплатит за сломанный сейф. Ведь после того, как его рано или поздно вскроют, он будет непригоден для использования. Так что Вентспилсской думе придется искать себе новый сейф.
— Если данный уголовный процесс будет закрыт, ущерб придется возмещать государству, — замечает г-жа Слея.