— Мы фактически видим, что у конкретного человека, который получает пожертвования, истинная жизненная ситуация значительно отличается от той, что он описал в Интернете или где-либо еще. К примеру, он сообщает, что перенес тяжелую операцию, умерли родные. Но мы-то можем проверить, при этом выясняется, что среди близких у него никто не умирал и в больнице он не был, а сам он одет в чистую хорошую одежду, — раскрывает тайны попрошаек глава Службы по предотвращению легализации средств, полученных преступным путем, Виестур Бурканс.
— Мне, может быть, не составит труда пожертвовать кому-то один лат, но есть некоторые, кто жертвуют 100 или даже 500 латов. И чаще это люди преклонного возраста, неравнодушные к чужим бедам, — комментирует г-н Бурканс.
При этом он считает, что если вина отдельных мошенников будет доказана, их имена должны быть общедоступными:
— Пусть висят на «большом позорном столбе», и все их будут знать. Не хотелось бы, чтобы многие люди из-за таких мошенников потеряли веру в других, ведь помогать попавшим в беду нужно.
Представительница организации Ziedot.lv Илзе Ошане пояснила, что если просьба помочь официально прошла через них, общество может быть уверено – просящие действительно нуждаются в деньгах, это не мошенники. И все вырученные средства уйдут именно им.
— Когда же просят переводить деньги лично на какие-то счета и звонить по подозрительным номерам, прежде чем жертвовать деньги, лучше убедиться, кому и на что они пойдут. Мы не советуем делать перечисления на частные банковские счета, потому что их невозможно контролировать. Наша организация находится под контролем СГД, все под учетом, составляются специальные отчеты. И любой, кто пожертвовал деньги, имеет право потребовать их назад, если в силу каких-то причин они не используются по назначению, — добавили в Ziedot.lv, которая в персональном порядке рассматривает все заявления от тех, кто просит о помощи. И нередко отказывает, видя хоть какие-то признаки мошенничества или обмана.