Это дело, на наш взгляд, интересно во многом из-за личности главного обвиняемого. Мартиньш Путниньш имеет высшее юридическое образование, выпускник высшей бизнес-школы Turība. Ранее судим не был. Есть семья, дети. Близкие оценивают его как человека сугубо положительного: не пьет, не курит, занимается йогой.
Когда корреспондент kriminal.lv брал у него в тюрьме интервью, все это было очевидно: и хорошая спортивная подготовка, и высокий уровень образования. Путниньш нам тогда пояснил: за решеткой он продолжает тренировки и много читает.
Поэтому отмахнуться от довода защиты, что «эмоциональные» убийства с личностью Путниньша как-то не очень вяжутся — трудно.
«Нелогичные убийства»
Обвинение настаивает: при организации всех преступлений у обвиняемого мотив был очень простой — корыстный. Однако защита это категорически отрицает: Мартиньш Путниньш от убийств ничего не выиграл.
Как можно понять из материалов дела, обвинение выстраивает такую цепочку событий: нескольких «мясных бизнесменов» и их фирм, кроме законной деятельности, занимались также не особо законными махинациями. Были долги по налогам и различные схемы, в центре которых оказался Путниньш. Как следствие — трупы.
Однако защита с этим не согласна.
— Период в конце 2007 — начале 2008 года — действительно, был связан с очень интересными процессами в сфере переработки мяса, — пояснил адвокат Артур Звейсалниекс в разговоре с нами. — Так, в Интернете можно найти сведения о переходе прав собственности некоего крупного латгальского мясокомбината. В ночь на 20 октября 2007 года произошла резонансная драка в гостинице Latgale в Резекне.
Не хочу утверждать, что все эти события связаны — расследовать убийства должна полиция, а не адвокаты и суд. Однако хочу указать, что это был неспокойный период в латвийском мясном бизнесе. У многих в нем были свои интересы. Но как раз у Путниньша — их не было.
— Как мы понимаем, организация заказных убийств требует серьезных мотивов, — напоминает очевидное адвокат. — На это нужно потратить много денег, пойти на большой риск. Не вижу такой мотивации у своего клиента, — говорит г-н Звейсалниекс.
Если посмотреть на все эпизоды, вменяемые Путниньшу, мотив его действий — непонятен. — Ни в одном случае он не получил никакой прибыли. Создается впечатление, что Путниньш организовывал убийства из эмоциональных соображений — из мести, личной неприязни, злости и т. д. Но это уже граничит с маниакальными действиями.
Но и при таком допущении (произошел какой-то слом психики), нелогично получается. Как правило, маньяки убивают сами, а не нанимают киллеров.