Когда Латвия оказалась на пороге кризиса, многие эксперты давали прогнозы о том, что одной из крупнейших проблем станет стремительный рост уровня преступности в стране. Конечно, логические предпосылки для таких предположений были — учитывая увеличившуюся безработицу и вызванные ею финансовые проблемы жителей. И все-таки, оценивая результаты работы правоохранительной системы в 2009 году, можно признать: оснований для чрезмерного пессимизма нет.
Но, как бы ни хотелось сегодня многим проводить параллели с 90-ми и зафиксированной тогда негативной статистикой, такие сравнения чрезмерны. В прошлом году общее число зарегистрированных в Латвии преступлений не только не выросло — оно, вопреки прогнозам, даже уменьшилось на 541 случай, а количество зарегистрированных особо тяжких преступлений сократилось почти на 13%. Первые два месяца этого года показали позитивную тенденцию: по сравнению с тем же периодом 2009-го в стране зарегистрировано на 14,5%, или на 1348, меньше преступных деяний. Самое выраженное сокращение — на 21% — зафиксировано в отношении уголовных правонарушений.
Эти данные позволяют сделать вывод: хотя система внутренних дел и пережила различные перемены, включая и структурные реформы, начатые мероприятия были правильными и не оказали негативного воздействия на общую безопасность в стране. Жители Латвии и сегодня, и впредь могут чувствовать себя под защитой — правоохранительная система обеспечивает исполнение доверенных ей функций.
Реформы в системе МВД поначалу наталкивались на известное сопротивление, подобно тому, как это происходит во многих других сферах, где о преобразованиях до сих пор только говорят. Мы в прошлом году руководствовались следующим принципом: в первую очередь сохраняются рабочие места тех полицейских, кто ежедневно заботится о безопасности на улицах наших городов. Оценка необходимости выполняемых сотрудниками функций затронула в первую очередь административный аппарат. В результате стало меньше полицейских, занятых составлением документов, и больше реально работающих на улице.
Сопротивление идее централизации системы МВД тоже ощущалось — и, тем не менее, перераспределение средств бюджета дало возможность сэкономить 17 млн латов, никак не ухудшив доступность служб МВД. Существенно, что именно в МВД очень долго — до марта прошлого года — ничего не менялось, и даже зарплаты в центральном аппарате при предыдущем министре оставались неизменными. Другие ведомства уже сокращали все расходные позиции, а МВД отказалось только от премий. Поэтому мне, вступив тогда в должность, пришлось принимать и непопулярные решения. Централизация была одним из способов решения проблемы финансирования — ведь 2009 год мы были вынуждены начать с бюджетом, в котором не хватало финансирования по меньшей мере на 300 полицейских.
В сегодняшней повестке дня МВД несколько задач, имеющих высокий приоритет. В первую очередь, на основании оценки статистических данных, особое внимание мы уделяем тенденции прироста числа краж и ограблений. Уровень безработицы не уменьшается, и борьба с ограблениями сделана нашим приоритетом. Другой проблемой общегосударственного масштаба стали лица, впервые совершившие правонарушения и чаще всего упоминающие в качестве мотива денежные затруднения.
Еще в прошлом году мы составили план борьбы с ограблениями и в этом году продолжаем работу над ним. Проведен целый ряд мероприятий по борьбе с ограблениями, в особенности вооруженными. Многие объекты дополнительно включены в маршруты патрулирования полицейских экипажей.
Тогда же, в прошлом году, актуальным стал вопрос и о мерах, которые сами предприятия осуществляют для собственной безопасности и защиты, и об их сотрудничестве с сотрудниками системы МВД. В группе риска по-прежнему остаются заправочные станции, игровые залы, небольшие торговые заведения, в которых совершаются операции с наличными. Подразделения системы МВД и в прошлом, и в этом году тесно сотрудничали и продолжат сотрудничать с частным сектором — латвийскими ассоциациями торговцев, игорного бизнеса, торговцев топливом и безопасности бизнеса. Наконец, помимо обеспечения безопасности коммерсантов, мы концентрируем силы и на искоренении нелегального оборота товаров, который создает проблемы и государству при наполнении бюджета, и предпринимателям, удушая честную конкуренцию.
Хотя в системе внутренних дел еще многое предстоит сделать, на ближайшее будущее я смотрю с надеждой. В том числе и потому, что все основные социальные гарантии ее сотрудникам удалось сохранить на прежнем уровне, как и медицинскую помощь и страхование от несчастных случаев при исполнении служебных обязанностей. Это означает, что мотивация работать должна быть — и за этим я намерена внимательно следить.
* Линда Мурниеце — министр внутренних дел.
Мнение автора комментария может не совпадать с позицией редакции.