9 Ноября 2025 04:51
Новости
  11:32    31.7.2024

Latvijas gāze уходит с биржи: что с ценой акций? (1)

Latvijas gāze уходит с биржи: что с ценой акций? <span class="comment-count">(1)</span>
«Это хорошее вложение, которое можно оставить своим детям и внукам», — говорил в 1998-м, во время приватизации Latvijas gāze, шеф Агентства приватизации Янис Наглис. Оказался прав: это была, наверное, лучшая дивидендная фишка на рижском фондовом рынке. В 2024-м, спустя 26 лет, акции с кодовым обозначением GZE1R покидают биржу, и ветеранам рынка есть, о чем поностальгировать.
Непростая приватизация

Готовиться к приватизации газового хозяйства начали в 1995-м. Сперва интерес проявляли пять стратегических инвесторов, в итоге остались двое — российский «Газпром» и немецкий Ruhrgas. И оба хотели контрольный пакет.

России нельзя продавать 51% акций, заявляет в 1996-м премьер-министр Валдис Биркавс.

Тогда, в 90-х, продавать газовое хозяйство станут годами — не сразу, а много раз по кусочку, с интригами, с ценовой борьбой тяжеловесов-иностранцев (немцев и россиян) на аукционах, между которыми, чтобы заработать на посредничестве, вклинятся «ребята из Вентспилса». Свой крохотный кусочек пирога смогут получить и простые люди. Последний пакет акций — 3% от капитала, — государство в 2002 году отдаст за сертификаты по смешной цене, как бы жителям. «Как бы» — потому что хотя официально этих жителей набралось около 9 тысяч человек, в основном за ними будут стоять спекулянты, массово скупавшие чужие сертификатные книжки — была тогда такая схема (подробно об этом мы писали тут: «Акции Latvijas Gāze "за копейки" — продавали жителям, а купили спекулянты...»).

Контрольный пакет в итоге окажется у россиян. С немцами у них получится «Риббентроп наоборот»: сперва будут драться в кровь (детально — тут: «Как немцы и русские бились за Latvijas Gāze»), а после драки отлично поладят, и много лет все акционеры, включая самых маленьких, будут получать честные стабильные дивиденды — очень редкое явление на Рижской бирже тех лет. И не только тех. Поэтому понятно, почему у GZE в Балтии будет свой круг верных фанатов. Своего рода аналог хорошего банковского депозита, с процентами на уровне 5-10 годовых (считая от цены акций).

Потом от огромного хозяйства GZE постепенно будут отпиливать по кусочку. Отделят самые «надежные» бизнес-активы — сперва Инчукалнское газохранилище и магистральные трубы (соответствующий закон примет Сейм во исполнение требований ЕС), потом продадут эстонцам «мелкие трубы» — распределительную сеть Gaso (российским и белорусским акционерам теперь запрещено управлять критически важной инфраструктурой).

В итоге у возглавляемой экс-премьером Айгаром Калвитисом компании останется только газовое «купи-продай» — впрочем, с по-прежнему огромной клиентской базой.

Цена обвалилась

Но что бы ни происходило с предприятием, на биржевую цену эти и другие перипетии почти не повлияют, акции будет стоить около 9-10 евро и даже выше — парадокс, который никто из экспертов не сможет внятно объяснить. Такая акция-зомби, в хорошем смысле — все ей нипочем. И только теперь, после объявления об откупе, цена покатилась вниз, до 4 евро и ниже.

Малоприятно для миноритарных акционеров, которые привыкли думать, что 100 акций — это примерно тысяча евро или около того. А тут — бац, четыреста.

Уход с биржи бывшей газовой монополии (а ранее — уход Grindeks и Olainfarm) снова напоминает, как мало там осталось компаний со времен приватизации (когда-то было больше 70). Из известных имен — латвийская «бальзамка» да Рижская судоверфь. Еще Латвийский центр морской медицины: несколько поликлиник и больниц, контрольный пакет принадлежит семье экс-мэра Риги Биркса. И последний ветеран — Сигулдская станция искусственного осеменения. Кому-то, может, и смешно, но маленький производитель бычьего семенного материала традиционно платит своим акционерам дивиденды, за что те могут только сказать спасибо.

Многие мелкие владельцы GZE, которым до сих пор принадлежат чуть более 1 миллиона акций (2.8%), объявленным в июле выкупом ценных бумаг по 3,35 евро за штуку, и уходом компании с биржи, конечно, недовольны. Надзорная инстанция — Банк Латвии — отвечает: все законно, не нравится цена, можете не продавать и надеяться, что дивиденды будут капать и дальше. Живут же как-то мелкие акционеры Conexus — и ничего.

Может, вы акционер?

Остается лишь сообщить еще про один исторический парадокс — 56 397 акций GZE, которые более двух десятков лет хранятся в так называемом «нулевом регистре» Центрального депозитария. Это давно забытые акции: 1124 жителей получили права на них еще в процессе приватизации, но так и не перевели на свои счета ценных бумаг. То ли забыли, то ли умерли. В среднем выходит по 50 ценных бумаг на человека. Дивиденды, накапавшие за двадцать с лишним лет, хранятся и ждут своих владельцев там же, в «нулевом регистре».

Если вам кажется, что любимая покойная бабушка могла обменять свои сертификаты на акции GZE, потому что это было хорошее вложение, которое можно оставить детям и внукам — позвоните в депозитарий. Вдруг вы и есть этот внук.

Источник - rus.lsm.lv 

Оставить комментарий

Комментарии

  • ик 31 Июля 2024 11:18

    отличная статья .

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

  • Накрыли международную сеть отмывов: ущерб -- на сотни миллионов (1)

    Центральный отдел по борьбе с киберпреступностью (LZC) прокуратуры немецкого города Кобленц и Федеральное управление уголовной полиции (BKA) провели скоординированную на международном уровне операцию против предполагаемых сетей мошенничества и отмывания денег, пишет ru.euronews.com.
  • Сейм просят выдать для уголовного преследования судью Силиневичу (дополнено) (1)

    Депутатам Сейма 13 ноября предстоит принять решение относительно выдачи судьи Рижского районного суда Инесе Силиневичи для начала уголовного преследования. В четверг этот вопрос на закрытом заседании рассмотрела юридическая комиссия Сейма.
  • СК оштрафовал сеть Maxima на 1,8 млн евро: за что именно (2)

    Одна из крупнейших торговых сетей страны, Maxima Latvija, в переговорах с несколькими производителями и поставщиками добилась более низких цен на поставку сельскохозяйственных и продовольственных товаров. Однако на конечных ценах на полках магазинов это не отразилось, из чего можно сделать вывод, что торговец нажился на недобросовестной торговой практике за счет поставщиков,…

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии