Напомним, в декаря совет КРФК принял решение применить в отношении АО "Privatbank" штраф в размере 2 016 830 (два миллиона шестнадцать тысяч восемьсот тридцать) евро.
Как сообщается в пресс-релизе, "применение санкций является результатом проверки, проводимой КРФК, по сделкам, осуществлённым в период с 2012 по 2014 год, о которых сообщается в исследовании, проведённом Национальным банком Молдовы или, в так называемом, докладе "Kroll". В ходе проверки были констатированы нарушения как по изучению клиентов и документированию информации, так и по надзору за сделками, проводимыми клиентами, поскольку большинство сделок не были идентифицированы банком, как потенциально подозрительные, и о них не было сообщено Службе по предотвращению легализации средств, полученных преступным путём (Служба контроля). Поэтому у КРФК есть все основания полагать, что банк не предпринял все необходимые меры для обеспечения выполнения требований "Закона о кредитных учреждениях" и закона "По предотвращению легализации средств, полученных преступным путем, и по предотвращению финансирования терроризма", а также связанных с ними нормативных актов. Таким образом, банк был вовлечён в сделки, которые реализовали для него повышенный репутационный риск, риск легализации средств, полученных преступным путем, и риск финансирования терроризма".
Кроме того, после "оценки деятельности структур управления банка в принятии таких решений, которые подвергли банк вышеупомянутым рискам, КРФК считает необходимым отстранить от выполнения обязанностей должностных лиц правления банка, а также потребовать смену всего его правления".
КРФК также отстранила от исполнения должностных обязанностей председателя правления Александра Трубакова и ответственного члена правления Ивету Керпе, а также поручила совету банка полностью сменить его правление.
"Надзор сектора напоминает всем латвийским банкам, что в соответствии с поправками к Закону о кредитных учреждениях, принятыми в мае 2014 года, которые определили новые требования к назначению размера штрафных санкций, КРФК имеет право за подобные нарушения взимать с любого банка штраф в размере до 10% от общей суммы нетто доходов банка за предыдущий финансовый период, который в случае крупных банков может превышать 10 млн. евро. Призываю должностным лицам задуматься о том, что их работа будет оцениваться индивидуально, и за невыполнение своих обязанностей к ним может быть применена соответствующая мера наказания – административный штраф, штраф до 5 млн. евро или отстранение от должности, что оказывает существенное влияние на репутацию этого лица в финансовом секторе" – отметил в этой связи председатель КРФК Кристапс Закулис.
Что в Молдове обнаружил Kroll
О пропаже денег в трех банках Молдовы — Banca de Economii, Banca Socialа и Unibank — стало известно в ноябре 2014 года. Илан Шор (миллионер, муж певицы Жасмин) полгода был экс-главой административного совета первого банка и является совладельцем остальных двух.
В итоге под давлением оппозиции к анализу ситуации в этих финансовых учреждениях было привлечено американское агентство Kroll. Однако отчет аудиторов оказался засекреченным. Он был сделан в 33 копиях, на каждой стояли имя и должность того, кому они предназначены. Компания Kroll, как уверяли в правительстве Молдавии, не дала согласия на публикацию отчета, чтобы не навредить следствию.
Однако в мае секретный стал известен общественности. Его опубликовал спикер-демократ Андриан Канду, чтобы немного успокоить оппозиционеров.
Что же представляет собой этот документ: отчет охватывает период с 2012-го по конец 2014 года и называется «Обзорной фазой» (Scoping Phase). В нем содержатся 84 страницы текста на английском языке.
В отчете упоминаются компании, которые принадлежат или подконтрольны бизнесмену Илану Шору. Для них используется специальный термин «группа Шора» (The Shor Group). Из отчета следует, что число этих компаний за последние годы значительно выросло: на конец 2011 года их было 18, а в конце октября 2014 года — уже 39.
В отчетный период из вышеупомянутых банков деньги начали путь в другие малоизвестные оффшорные фирмы. И лежал этот путь через латвийские банки.
Латвийский след
И вот мы подходим к тому, почему, собственно, латвийский PrivatBank был наказан рекордным штрафом.
Вот один из примеров, упомянутых Kroll (стр. отчета 62): в период — с 25 по 26 ноября 2014 года Banca Sociala выдал кредиты в размере 13,7 млрд леев пяти компаниям: Danmira SRL, Davema-Com SRL, Voximar-Com, Contrade и Caritas Group. Объединяет эти компании то, что офисы у них находится где-то на окраинах Кишинева -- такие вот миллионеры из трущоб обнаружились в не очень богатой Молдове.
«Эти деньги были переведены на латвийские банковские счета компаний из Великобритании и Гонконга»,— говорится в докладе. В докладе подчеркивается, что все офшорки использовали счета в латвийском PrivatBank. При этом, следователи указывают: имеется ряд признаков того, что это были подставные компании, созданные для выведение кредитов из Banca Sociala. Так, все 5 фирм были созданы за считанные месяцы до трансакции, между 28 мая 2014 года и 6 ноября 2014 года, и успели только заполнить документы о слиянии.
Обязательства всех пяти фирм перед банками взяла на себя третья сторона — офшорная компания Fortuna United LP (Великобритания). Эта компания зарегистрирована в августе 2014 года. Среди ее учредителей две другие офшорные компании с Сейшельских островов — Brixton Ventures Limited и Trafford United Limited. Контактным лицом Fortuna United является консультант компании Royston Business Consultancy Ltd Ремижиус Микалаускас (Remigijus Mikalauskas).
Далее, 232,2 млн долларов и 544,5 млн евро было переведено на счета офшорных компаний United Technologies LP, Vercell Solutions LP, Danley Impex LP, Expovision Logistics LP и Royalport LTD.
И снова следователи подчеркивают: все офшорки получили деньги от компаний Шора через счета в латвийском PrivatBank. Номер счета - PRTTLV2XXX.
Кроме того, в документах фигурируют и другие финансовые учеждения из Латвии. К примеру, банк ABLV, через который также проходили миллионные сделки.