Догнать парня удается только возле Спортивного манежа. У очкарика в куртке оказывается: пачка сигарет, ключи, зажигалка и мобильник. В штанах кошелек, но не мой: внутри всего пара латов мелочью. У меня было больше. Начинаю выяснять:
– Ты же видел, как я покупал билет, забирал сдачу, а потом положил бумажник в боковой карман пальто. Потом терся возле меня две остановки, а когда я обнаружил пропажу, попытался убежать на первой же остановке. Так что колись: где деньги? Скинул «лопату», когда бежал? Пошли пройдемся, поищем.
Очкарик на удивление ведет себя тихо. На мои вопросы не отвечает, только время от времени посматривает в сторону входа в подворотню. Приходится брать его за локоток и силком тащить назад в сторону остановки. Но выйти из подворотни нам не удается. Внутрь забегают два парня лет 20-25 и с ходу на меня набрасываются.
Неудавшийся разбой, или Лицом об стенку
Все происходит быстро и бесшумно. Прибежавшие парни отталкивают от очкарика и пытаются начать избивать вашего корреспондента.
– Ты чего к человеку пристаешь? Что он тебе сделал? – следуют вопросы в паузах между ударами.
– Да он у меня в троллейбусе кошелек вытащил, – объясняю нападавшим ситуацию, попутно уклоняясь от их кулаков.
– За руку ты его поймал? Нет. Так чего же лезешь? Нет у него твоего кошелька.
В итоге, численное преимущество нападавших все-таки сказывается. Мне заламывают руку за спину и прижимают лицом к стенке. Далее следует серия ударов по корпусу и досмотр моих карманов. Через секунду я лишаюсь мобильника и, оставаясь прижатым, к стене меняю тактику повеления.
– Парни, отберете телефон — получится групповой разбой. Это уже восемь лет тюрьмы. Патрули по этому району часто катаются, так что шансов уйти у вас будет немного. Бог с этими деньгами. Но кроме них в кошельке были SIM-карты и пресс-карта.
И тут в беседу в первый раз вступает очкарик. Судя по всему, он в этой компании главный.
– Верните ему телефон и все. Трубим расход. Кошелек я бы посоветовал тебе посмотреть в мусорниках рядом с остановкой. Может быть, повезет — найдешь свою пресс-карту.
Карманные технологии
Троица карманников пошла в одну сторону, а я отправился в сторону остановки. Кошелек действительно нашелся, естественно, без денег — в урне рядом с остановкой.
....Позже оперативники из отдела по борьбе с карманными кражами мне объяснили: обычно они так и работают. Щипач вытаскивает у пассажира кошелек, а потом незаметно передает его сообщникам. Вместе с украденным они выходят на ближайшей остановке. Потом идут пешком до следующей, снова встречаются с карманником и опять садятся в транспорт. В день такая троица способна украсть до десятка кошельков.
Кстати, далеко не всегда карманники работают в давке. Часто пассажиры засовывают кошельки в задние карманы брюк, оставляют раскрытыми сумки, надевают на ремни чехлы с дорогими мобильниками и вообще делают массу глупостей.
Например, весьма распространен следующий вид карманных краж: в наполовину пустом транспорте едет человек, который читает газету. Его сумка стоит на полу. Внимание будущего потерпевшего сконцентрировано на газете, и за своими вещами он не смотрит. Карманник садится сзади, незаметно расстегивает молнию и вытаскивает все ценности.
Комментарий полиции
По оценкам начальника полиции Рижского региона Инта Кюзиса, каждый день в столице на промысел выходит коло 190 карманников.
– В основном работают щипачи в транспорте. Доказать вину такого вора невероятно сложно. Фактически его нужно поймать за руку непосредственно в момент кражи.
По оценкам старшего группы 4-го отдела (по карманным кражам) 2-го бюро полиции Рижского региона Виктории Буткевич, самыми опасными маршрутами в городском транспорте являются троллейбусы 3-го, 15-го (посадка на Центральном рынке) и 22-го маршрутов (посадка на ул. Бирзниека-Упиша). Автобусы, курсирующие в Плявниеки, например, 47-й. Ну и, конечно, 6-й трамвай. Впрочем, ничего постоянного не бывает — карманники довольно часто меняют свои охотничьи угодья.
Напомним: для борьбы с криминалом в транспорте в начале ноября полиция запустила в рижские троллейбусы, автобусы и трамваи около 150 оперативников в штатском. Оплату проезда полицейских взяла на себя Рижская дума.
Конкретных результатов работы полицейских пока нет, с начала скрытного патрулирования прошло слишком мало времени. Но через месяц полиция пообещала проинформировать об успехах в борьбе с криминалом на транспорте.