В смете расходы на строительство основной трассы возросли в семь раз, составив примерно 8,7 млрд евро. Это объясняется неточной первоначальной оценкой затрат из-за отсутствия инструкций по проектированию строительства Rail Baltica. Исследование ситуации Госконтролем показало, что с момента утверждения этих инструкций в 2018 году они уточнялись более 100 раз. Проектные работы задерживаются и завершены только на 54%. Хотя первоначальный установленный срок завершения работ - конец 2021 года, их планируется полностью закончить к концу 2027 года. Это создает риск полного или частичного погашения предоставленной на данный момент финансовой поддержки ЕС.
Ревизоры всех трех стран Балтии пришли к следующим выводам о существенных аспектах и проблемах проекта Rail Baltica:
Прогнозируемые затраты на проект Rail Baltica выросли более чем в четыре раза – с 5,8 млрд. евро в 2017 году до 23,8 млрд евро евро в 2023 году;
Проект отстает от графика минимум на пять лет - первый этап планируется завершить только в 2030 году;
Глобальное управление рисками проекта с 2019 года во всех трех странах Балтии существенно не улучшилось;
Правительства и парламенты стран Балтии не всегда были проинформированы о возможных проблемах, и в странах Балтии отличаются подходы к вовлечению правительства и парламента в надзор проекта;
Единственное совместное решение стран Балтии об управлении инфраструктуры - о том, что в каждом государстве будет отдельный управляющий. В Латвии по-прежнему определен только временный управляющий инфраструктурой. Ранее, напомним, премьер-министр Эвика Силиня ("Новое Единство") неоднократно подчеркивала, что неясно, кто в нашей стране является хозяином проекта.
Ответственные министерства стран Балтии не приняли решения о модели обеспечения поездами (о закупке), ни о том, кто будет отвечать за исполнение этой задачи.
Нужно найти 19 млрд
По оценкам трех ревизионных учреждений стран Балтии, для полной реализации проекта Rail Baltica необходимо дополнительно найти 19 миллиардов евро. Эстонии нужно изыскать 2,7 млрд евро, Латвии - 7,6 млрд евро, Литве - 8,7 млрд евро.
Чтобы справиться с растущими затратами и жестким требованием запустить основную трассу до 2030 года, правительства Эстонии, Латвии и Литвы готовятся сократить объем работ, которые должны быть завершены к 2030 году. Планируется, сосредоточиться на строительстве главной железнодорожной линии. Сокращение масштабов ("первый этап") означает, что региональные станции будут построены позже или же сейчас, но с минимальной функциональностью и на отдельных участках железнодорожной линии будет построен только один путь вместо двух.
Планируемое сокращение масштабов проекта почти вдвое сократит ожидаемый дефицит бюджета к 2030 году. Предполагаемый дефицит первого этапа в этом случае составит 10,1 миллиарда евро для трех стран в целом (1,8 млрд евро - для Эстонии, 4,4 млрд евро - для Латвии и 3,9 млрд евро - для Литвы).
Однако нет уверенности в том, сколько средств будет выделено на проект Rail Baltica из Европейского инструмента соединения инфраструктуры (это главный источник финансирования) в следующем периоде финансового планирования ЕС - с 2028 года, и каким будет объем финансирования. Сейчас 85% затрат на проект Rail Baltica покрывает европейское финансирование, 15% составляет государственное софинансирование.
То, что следующий период финансового планирования ЕС начинается в 2028 году и могут измениться правила игры, то это может создать большие риски для завершения первого этапа строительства в 2030 году, подчеркивает Госконтроль.
Поезда надо докупать отдельно
Даже если первый этап строительства железной дороги завершится к 2030 году, существует риск, что в 2031 году по железной дороге не будут курсировать поезда. По имеющимся оценкам ситуации, закупка поездов может занять восемь лет. В настоящее время министерства, ответственные за закупку поездов, еще не решили, как следует приобретать международные поезда - брать ли подвижной состав в аренду или в собственности, требовать ли от пассажирских перевозчиков именно приобретать поезда.
Следует отметить, что затраты на приобретение поездов, а также содержание и эксплуатацию железнодорожной инфраструктуры не включены в бюджет проекта и не могут быть профинансированы из средств ЕС.