И с той, и с другой стороны — экс-полицейские, знающие законы и владеющие оружием, не так давно уволенные из полиции...Первая публикация о подобном противостоянии вызвала много откликов на нашем портале. Ниже — ответы на самые популярные вопросы. И реакция специалистов на неожиданную идею, которая могла бы помочь — долговую тюрьму.
«Почему кредитор не идет в суд?»
На это кредитный консультант, экс-полицейский Эдуард Лудзитис (участник уже описанного нами долгового противостояния) отвечает так:
— Идти в суд надо с чем-то, а в большинстве случаев у наших клиентов даже расписки нет. Потому что (и это стандартная ситуация) занимал у них товарищ, у которого расписку брать как-то неловко. Потом этот товарищ пропадает вместе с деньгами — и что вам делать? В такой ситуации мы сразу же посоветуем вытащить должника на встречу и попросить подписать расписку (грамотный текст подскажем заранее) или хотя бы сделать запись на диктофон. Вот только тогда можно идти в суд.
Но тут, по словам г-на Лудзитиса, кредитора подстерегает другая проблема — судиться дорого, долго и... бессмысленно.
— Стандартная ситуация: человеку должны 5000 латов (это наиболее распространенная сумма). Расходы на возвращение этих денег через суд (госпошлина, услуги юристов и пр.) в этом случае составят около 1000 евро. Их должен выложить человек, которому и так уже должны. Причем результат под вопросом. Суды у нас длятся годами. Можно и проиграть. Но, предположим, все хорошо, человек выигрывает дело, вот у него на руках решение суда и исполнительный лист. Он идет к судебному исполнителю — и что тут выясняется? Его должник голый! Да, живет в шикарном доме, ездит на дорогой машине, у него есть фирма, но все это не его, а записано на жену, тещу или бабушку.
Чем в таком случае могут помочь частные коллекторы? По словам г-на Лудзитиса, такое развитие событий они предвидят и заранее начинают собирать информацию о состоянии «строптивого клиента», чтобы в случае чего предъявить доказательства: есть состав преступления по статье «Сокрытие имущества».
— Мы просто соберем фактуру: что у человека было до суда и что осталось после. А потом, если есть основание, попытаемся добиться начала уголовного дела по «сокрытию имущества».
«Обвинений в превышении не боитесь?»
Корр.: — А теперь вопрос деликатный. Подобные отношения «частных коллекторов» с опытом в силовых структурах могут сопровождаться различными эксцессами и превышением...
— Ну мы приезжаем и общаемся корректно, всегда под запись. Чтобы не было потом «мне угрожали, моей семье, детям». Я слышал, как общаются коллекторы в Москве: «Если ты не вернешь долг, ты будешь моим личным врагом» и прочее. Да если бы мы такое сказали, нас бы сразу упекли.
Корр.: — А какой вообще вы видите выход из долгового кризиса? Может быть, долговая тюрьма? Эту идею довольно активно обсуждали года два назад, но потом она подзабылась...
— Идея интересная. Если нечто такое появится, большинство должников, даже совершенно безнадежных, будут активно изыскивать средства, чтобы только там не оказаться. Но где взять на такую тюрьму деньги? Если уж для обычных нет средств...
Долговая тюрьма: за и против
Президент Латвийской ассоциации бизнеса безопасности Янис Зепс прокомментировал долговые разборки следующим образом:
— Лично я не вижу ничего плохого в том, что интересы должников и кредиторов защищают экс-полицейские, профессионалы из охранного бизнеса. Конечно, если они действуют в рамках закона. В конце концов, в суде тоже работают две противоборствующие стороны — прокуроры и адвокаты.
Что касается долговых тюрем, то, по мнению Яниса Зепса, это помогло бы кардинально изменить ситуацию.
— В случае безнадежных долгов мне искренне жалко кредиторов. Они одолжили деньги людям, а потом эти должники начали их откровенно «динамить». Если же судиться, то долговые вопросы можно решать по 5-8 лет.
Допустим, если гражданин попался за рулем пьяным, то судья сразу и без проблем назначает ему сутки административного ареста. Доказательная база в случае должников гораздо шире: свидетельские показания, договоры, расписки и т.д.
— Поэтому решить вопрос с долговой тюрьмой в принципе можно без особых проблем. Достаточно лишь обеспечить этих людей работой, например уборкой снега, и назначить за этот труд оплату, которая будет поступать на счета кредиторов.
Глава Комитета по вопросам порядка и безопасности Рижской думы Дайнис Турлайс тоже не видит проблем во вмешательстве частников в долговые вопросы:
— Банки со своими клиентами разбираться при помощи «крепких ребят» не будут. А те кредиторы, которые нелегально одалживали деньги, рассчитывая получить проценты, то есть нелегальную прибыль, стали преступниками уже в тот момент, когда одалживали.
Что касается создания долговой тюрьмы, то г-н Турлайс в этом не видит смысла: по его мнению, обычных вполне хватает. И с их финансированием сейчас проблемы.