Генерал полиции в отставке и экс-начальник мобильного полка Юрис Рекшня комментирует ситуацию так: в городе слишком много отчаявшихся и агрессивных людей, поэтому спецназ вынужден чаще применять оружие. Немного похоже на 90-е, хотя конечно, несопоставимо по масштабам.
По нашей просьбе г-н Рекшня порассуждал об этих параллелях. Ибо в 90-х его подразделение — мобильный полк, выполнял функции нынешней "Альфы".
Автоматный рожок в центре
– Зима начало 90-х. Мы патрулировали центр города, когда заметили человека с автоматом. – вспоминает генерал Рекшня. – Я бросился за ним в погоню. Нагнал его на перекрестке ул. Элизабетес и Валдемара. Так получилось, что я остался с ним один на один и он выпустил в меня рожок из Калашникова – целых 30 пуль. К счастью, меня спас бронежилет. Пули прошли по касательной я сделал два выстрела в воздух и задержал преступника.
И все это было не зря: после задержания полиции удалось накрыть большой склад нелегального оружия.
Похожие силовые операции мобильного полка, который напрямую подчинялся МВД и мог работать на территории всей страны, вплоть до конца 98-го производились чуть не каждую неделю.
Гроза оргпреступности: 6-й отдел и первый батальон
Самая нашумевшая история 90-х с участием мобильного полка началась с получения оперативной информации. По агентурным данным, владельцами нелегальных стволов были представители чеченской диаспоры. Для проверки этой информации оперативник «шестерки» (отдел по борьбе с оргпреступностью) назначил подозреваемым встречу на Привокзальной площади.
На вокзал пришли двое полицейских и пятеро чеченцев. По утверждению оперативников все пятеро явились с оружием. Угрожая стволами, они похитили одного из полицейских. Впрочем, спустя два часа они его отпустили и передали требование, чтобы «полицейские оставили их в покое».
Но одного из захватчиков задержали на все той же Привокзальной площади в этот же день. Остальных чеченцев бойцы мобильного полка скрутили в квартире на ул. Стирну. После силового захвата в квартире изъяли 3 пистолета ТТ и патроны. Еще один "ствол" — автомат, был найден под окнами квартиры чеченцев.
Однако, через некоторое время практически все обвинения с чеченцев были сняты. Всю вину за хранение оружия взял подозреваемый, который сразу после задержания был выдан России. Остальных мужчин пришлось отпустить по свободу.
"Преступность опять грубеет"
Конец эры мобильного полка пришелся на 98-ой год. В это время первый командир Юрис Рекшня уже занимал пост начальника полиции порядка Риги.
– Криминальная ситуация к тому моменту изменилась и стала существенно мягче. И уже не нужно было силовое подразделение, которое напрямую подчинялось МВД. Полк расформировали, но профессионалы некуда не ушли. Они составили костяк отряда специального назначения — «Альфа».
По мнению генерала Рекшни, сейчас эти отряды спецназа достойно продолжают дело мобильного полка и справляются с вооруженной агрессией на улицах уже в наши дня.
– В период экономических потрясений преступность всегда грубеет. Сейчас я также тружусь в сфере безопасности и отмечаю возросший уровень насилия. Но до лихих 90-х со стрельбой в центре города, к счастью пока еще далеко.
Для справки
История мобильного полка полиции началась 23 июля 1992 года. В итоге в состав первого спецназа независимой Латвии вошли только два батальона. Первый — специализировался на спец-операциях: освобождении заложников, подавление массовых беспорядков и силовом задержании уголовных преступников. Второй — менее опытный, главным образом занимался патрулированием улиц в Риге, Юрмале и Рижском районе.
Во время подготовки бойцы усиленно тренировались на полигоне. Они проходили «полосу разведчика», тренировались задерживать террористов в самолетах, прыгали с парашютом изучали боевое самбо и дзюдо. На вооружение мобильного полка вместо пистолетов советского производства были взяты итальянские Beretta.
Одновременно с этим в подразделении ввели отличительные знаки отличия – коричневый берет и особый шеврон на рукавах формы. Чтобы получить головной убор мобильного полка полиции нужно было пройти весьма суровый экзамен. Претенденту на коричневый берет нужно было пробежать стометровку с полной боевой выкладкой за 16 секунд, а потом 100 м с препятствиями. Затем он должен был 40 раз отжаться за минуту, пробежать шестикилометровый кросс в экипировке, после которого 25 раз подтянуться на перекладине. Завершал экзамен минутный спарринг сразу с тремя нападавшими.