После аудита учреждений, выполняющих судебные экспертизы, ревизоры, по сути, предложили в целях экономии передать часть экспертных функций в частные руки и ликвидировать структуру, более 60 лет эффективно работающую под крышей МВД, объединив ее с Государственным бюро судебных экспертиз, находящемся в ведомстве Министерства юстиции.
Сейчас в Управлении криминалистики трудится почти 250 человек, и выполняют они в год порядка 30 тыс. экспертиз, а судебные эксперты, количеством в пять раз меньшим, делают за тот же отрезок времени всего 4 тыс. экспертиз. Но и это не главное. Проблема в том, что в полиции четко отлажен процесс расследования преступлений и добычи доказательств, одним из основных звеньев которого является экспертиза.
»Мы работаем со следователями рука об руку, и это дает хорошие результаты, — говорит Телеграфу заместитель начальника Управления криминалистики Лига Пейсниеце. — Если оставить полиции лишь функции осмотра места происшествия, а экспертизу отдать в ведение Министерства юстиции, то будет нарушена вся следственная система. А что будет с региональными криминалистическими отделениями при полицейских управлениях, работа которых сегодня отлажена и весьма эффективна, если проведение экспертиз уйдет под крышу Министерства юстиции?»
Ответа на этот и многие другие вопросы пока нет ни у кого. Даже министр внутренних дел Линда Мурниеце в разговоре с Телеграфом не смогла четко сформулировать принципы, на которых может произойти объединение двух экспертных структур. При этом она твердо заявила, что объединение неизбежно и этот вопрос уже решен. Правда, Линда Мурниеце все же надеется, что проведение судебных экспертиз останется в ведении МВД и частные фирмы не получат доступа к криминальным вещдокам: «Этот аудит, затеянный Госканцелярией, вовсе не был нужен, — говорит министр Телеграфу. — То, что учреждения, делающие судебные экспертизы, надо объединить, ясно было давно. А вот выводы, сделанные ревизорами, свидетельствуют о том, что люди просто не понимают, о чем говорят, и не знают специфики системы расследований и проведения экспертиз. Как, например, можно отдать в частные руки экспертизы по криминальным процессам? Это некомпетентность».