Не исключено, что руководству Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) этот громкий арест понадобился именно для того, чтобы заполучить эти компрометирующие материалы, пишет газета Neatkarīgā.
В июне KNAB получило из достоверных источников оперативную информацию о том, что в сейфах Latvenеrgo хранятся документы о не совсем этичном сотрудничестве с руководством компании некоего политика.
Так как содержание документов было неизвестно, пришлось организовать сложное дело, обвинив руководителей Latvenеrgo в злоупотреблениях и использовав для достоверности имена крупных международных компаний – Alstom и GAMA.
Теперь этот компромат получен и обрабатывается. Как напоминает издание, замначальника KNAB Юта Стрике неоднократно намекала на размах дела Latvenеrgo, по которому могут быть выдвинуты новые обвинения, а премьер-министр Валдис Домбровскис не скрывал, что оно будет иметь «политические отголоски».
"Я считаю, что мое задержание является частью предвыборной борьбы и в основном связано с дальнейшим будущем Latvenergo, которое, на мой взгляд, чрезвычайно важно для экономики Латвии. А также с возможными договоренностями с Международным валютным фондов о приватизации предприятия", — заявил сам Айгарс Микельсонс.
Официальной же причиной арестов экс-верхушки Latvenergo стали договоры с иностранными предприятиями Alstom и GAMA, заключенные со злоупотреблениями и в корыстных целях.
Контракт с турецкой компанией GAMA по реконструкции второго энергоблока ТЭЦ-2 заключен на 350 млн евро.
Швейцарская компания Alstom Power Sweden реконструировала Плявиньскую ГЭС за 29,6 млн латов.
Следователь Румянцева считает, что злоупотребление должностных лиц Latvenеrgo заключалось в обеспечении благоприятных решений в пользу этих двух компаний. Однако, как утверждают арестованные в рамках этого дела, они до сих пор не знают, какой же ущерб государству им вменяют.
К тому же, как настаивает экс-руководство Latvenеrgo, такие стратегические договоры заключить по собственному усмотрению было просто невозможно: наблюдателей из Латвии и даже НАТО – хватало. А результаты конкурса утверждал Совет по национальной безопаности. Заседания этой структуры секретны, но известно, что на одном из них, посвященном договору с GAMA, присутствовал и президент.
Договору с GAMA противился только министр экономики Атис Кампарс, заявляя, что в проекте заинтересованы турки и американцы, а ему, как министру, нужно защищать интересы Латвии. Однако, в конце концов, и Кампарс перестал сопротивляться.
Как считают обвинемые, в случае с Alstom за принятие решения ответственны все члены правления Latvenergo а также Робертс Дилба, Улдис Сескс, Гунтис Гунтманис, Анатолийс Абрамовс, Юрис Радзевич, Андрис Берзиньш, Эдвинс Кочанс, Андрис Лиепиньш и др.