Как уже писали "Вести Сегодня", проблемы с аккредитацией у школы Innova начались нынешней весной. Юрист Innova Елизавета Кривцова высказалась по поводу подоплеки этого достаточно определенно: школе отказано в продлении лицензии из–за ее "преследования в связи с нелояльностью". Юрист считает причиной отказа в аккредитации и продлении лицензии участие бывшего выпускника школы, представителя ее учредителя в организации празднования 9 мая.
Школа была аккредитована до 2020 года и теоретически могла бы продолжать свою работу. Но есть еще и аккредитация образовательных программ. Их выдают на два года, а если нет претензий, то на шесть лет. Однако в Innova лицензия на программу основного образования заканчивалась в апреле 2016 года.
За три месяца до ее окончания руководство школы подало заявление о продлении. И вот 12 апреля экспертная комиссия посетила занятия, пообщалась с учениками и педагогами. И все, казалось, было хорошо. Но сразу после майских праздников, 11 мая, пришло сообщение, что в аккредитации отказано.
В связи с отказом в аккредитации Innova в июле этого года обратилась в Административный суд. В августе школа в связи с истечением срока лицензии на программу основного образования обратилась в ГСКО за новой лицензией. После этого последовал ряд проверок разными госучреждениями.
30 сентября ГСКО пришло решение об отказе выдать лицензию на реализацию программы общего основного образования с таким пунком:
"8. В ст.51 Закона об образовании определены общие обязанности педагога, в том числе обязанность формировать отношение учащегося к себе, другим, работе, природе, культуре, обществу и государству, воспитывать порядочных, честных, ответственных людей – патриотов Латвии, в свою очередь пятая часть ст.48 данного закона определяет, что право работать педагогом имеет только лицо, лояльное Латвийской Республике и ее конституции. В распоряжении Государственной службы качества образования есть информация от компетентного правоохранительного учреждения, которая свидетельствует о том, что учредитель учебного заведения нанимает на работу педагогов, которые нелояльны Латвийской Республике. В такой ситуации учебное заведение не может обеспечить предписание статьи 10.1 Закона об образовании, что учебное заведение должно обеспечить воспитание учащегося на основе ценностей, закрепленных и защищаемых конституцией ЛР, в том числе упомянутых во введении конституции ЛР, что «латвийский народ защищает свой суверенитет, независимость латвийского государства, территорию, ее целостность и демократическое государственное устройство.» Упомянутые ценности формируются в рамках учебного процесса, реализуя содержание лицензированной учебной программы и внеклассную деятельность. Учебное заведение должно обеспечить соответствие реализуемого содержания образования конституции ЛР, закрепленным ею основным ценностям и достижение целей образования, определенные ст.2 Закона об образовании, а именно обеспечить каждому жителю ЛР возможность развивать свой духовный и физический потенциал, чтобы формироваться как самостоятельной и развитой личности, члену демократического латвийского государства и общества, получая знания, умения, отношения и опыт, чтобы участвовать в жизни общества и государства, что невозможно достичь с персоналом, зарегистрированным в Государственной информационной системе образования".
Чиновники: "Лояльность ни при чем!"
Между тем, представитель ГСКО Андра Шенберга настаивала в разговоре с агентством ЛЕТА, что частная средняя школа "Innova" лишена лицензии не из-за недостаточной лояльности работников к Латвии и ее Конституции, а из-за систематических нарушений.
Шенберга назвала такую интерпретацию произошедшего странной. По её словам, текст решения от отказе в выдаче лицензии занимает примерно шесть страниц, причем отказ связан с систематическими нарушениями, пояснила она.
И хотя часть этих нарушений устранена, возникли новые проблемы. Например, Центр госязыка заключил, что знания госязыка примерно у трети педагогов школы не отвечают требованиям, добавила Шенберга.
На ее взгляд, школе следовало бы заниматься не обжалованием решений ГСКО, а устранением зафиксированных нарушений, поскольку даже в случае отказа учебное заведение спустя некоторое время может подать заявку на лицензию повторно.