— Таким образом, истец в этом деле должен Минфину, который находится в статусе ответчика, — отметил адвокат.
Вонсович также указал на то, что с марта 1999 года, когда Улдис Клаус перестал руководить Бanka Baltija, на депозитах банка оставалось 11 миллионов латов, в а кассе – около одного миллиона. Это говорит о том, что сказанное истцом ранее (что Клаус растратил все деньги) не является правдой.
Вонсович продолжил:
— Администратор Banka Baltija в свое время выплатил Минфину 783 758 латов, но остался должен еще 267 898 латов.
Участники процесса сегодня дискутировали на тему, прилагать ли к материалам дела следующие вещи: несколько справок, реферат бывшего руководителя Банка Латвии Репше, копии страниц словаря, объясняющие термин «ревизия», и даже распечатанные новости агентства LETA о том, что руководство банка обязуется гарантировать выплаты вкладчикам. Как результат – все материалы к делу были приложены.
В качестве третьей персоны суд сегодня заслушал вкладчика банка — Гунара Калвишкиса. Он требует признать его третьей стороной в деле и внести в дело его иск против государства по поводу репрессий и нанесенного ему ущерба.
Адвокат ликвидатора Banka Baltija Вайрис Бризе усомнился в том, что суд должен решать, какая сумма полагается обманутому Калвишкису, потому что это — функция администратора банка. В противном случае, если просьба Калвишкиса будет поддержана, с аналогичными заявлениями обратятся более 100 тысяч частных лиц.
Суд, заслушав мнения сторон, объявил, что решение по «вопросу Калвишкиса» будет озвучено на следующем заседании — в пятницу.
Для справки
Рижский окружной суд начал рассмотрение по существу иска ликвидаторов Banka Baltija к латвийскому государству. Компания BDO требует взыскать с Министерства финансов и Банка Латвии в общей сложности 238 млн латов.
В своем иске ликвидаторы выдвигают претензии к центробанку, который в 90-х годах прошлого века «ненадлежащим образом» контролировал латвийскую банковскую систему, в результате чего был допущен крах Banka Baltija, унесший накопления многих жителей страны.
Banka Baltija в начале 90-х стал крупнейшим латвийским коммерческим банком. Деньги в нем хранил каждый пятый житель страны. Но в мае 1995 года деятельность кредитного учреждения была остановлена, а впоследствии оно обанкротилось. Обязательства перед вкладчиками и кредиторами погашены не были, поскольку на счетах финансового учреждения не нашлось денег.
В 2007 году уголовная палата Верховного суда приговорила бывших председателя совета банка Александра Лавента и президента Талиса Фрейманиса к реальным срокам заключения — 7 годам и 7 месяцам, а также 5 годам и 6 месяцам соответственно. Впрочем, эти сроки они уже отсидели до суда и были освобождены в зале суда. Конфискация имущества к ним не применялась.
На фото: судья Лига Блуминя, ведущая данное дело.