Скандальный гостиничный комплекс в Меллужи (Капу, 95) обрастает уголовными процессами. Последний из них — прецедентный. Речь идет о попытке мошенничества с деньгами из государственного Гарантийного фонда неплатежеспособности (ГФН). Дело в том, что фирма, управляющая комплексом — Azur Real, — с декабря неплатежеспособна.
Так вот: администратор фирмы Андрис Маркевич с тех пор воюет с работниками компании — он отказывается выплачивать им зарплаты. Администратору уже удалось доказать через суд, что они ничего не делали. «Эти сотрудники были приняты на работу накануне краха фирмы, возможно, именно с целью раздуть зарплатный фонд», — считает администратор. Цель: незаконно получить трехмесячную компенсацию из ГФН.
»Охраннику — 1000 латов»
Как рассказал нам г-н Маркевич, его удивила фантастичность зарплат. В октябре прошлого года фирма Azur Real отказалась выплатить одному из кредиторов небольшой долг. То есть фактически призналась в своем полном безденежье. Однако одновременно компания приняла на работу целый штат сотрудников и назначила им огромные оклады: охраннику — 1000 латов в месяц, секретарше — 1000 латов в месяц, юристам и инженеру — по 3000 латов в месяц. Не забыли хозяева компании и себя. Если до этого они спокойно обходились без зарплат, то к моменту, когда на горизонте замаячила неплатежеспособность, председатель правления Максим Вецтель и член правления Борис Гафт заключили со свой фирмой трудовые договоры и назначили себе царское жалованье. Вецтель — по 11 000 латов в месяц, Гафт — по 9000 латов.
Для чего это было сделано, если денег для расчета у фирмы все равно не было? Все просто: по закону после объявления фирмы неплатежеспособной государство из гарантийного фонда должно выплатить работникам разорившейся фирмы компенсацию в размере трех последних зарплат. Это бы и произошло, если бы не вмешался администратор компании Андрис Маркевич. Он отказался выплачивать эти деньги и заподозрил аферу, в результате которой руководство Azur Real собиралось обогатиться на 70 000 латов. С ним солидарна и Финансовая полиция — уже начат криминальный процесс по подозрению в попытке мошенничества.
Однако сотрудники Azur Real попытались выбить зарплату через суд.
Суд: «жалобу отклонить»
Вот один из примеров этих девяти «процессов о зарплате». Екатерина Морочко была принята в Azur Real 3 сентября 2008 года в качестве юриста. Зарплату брутто ей по договору назначили 1500 латов. Но уже через два месяца руководство Azur Real ее зарплату удвоило — до 3000 латов. (Учтем, в это время фирма была на грани разорения — никаких сделок не проводила, долги не отдавала, налоги тоже платить было нечем.) А когда компания была признана неплатежеспособной, дама потребовала причитающиеся ей 8863 лата.
То, что деньги она просит не просто так, а за тяжкий труд по 8 часов в день, женщине пришлось доказывать в суде. В своем заявлении дама указала, что выполняла работу, для которой не помешала бы пара помощников...
Но анализ предоставленных ею документов, которые она составила за время работы в фирме, показал — их все можно было без особого напряжения создать за пару часов. Так что суд уверился в мысли — платить женщине попросту не за что. Ее жалобу, как и жалобы остальных липовых работников фирмы, отклонили.
— Они наняли строительного инженера, зачем? Фирма давно ничего не строила. Охранника, когда там и охранять нечего было — имущество уже было передано другому владельцу. Себе назначили зарплаты, сравнимые с зарплатой президента Банка Латвии, — говорит г-н Маркевич. — Все это выглядит не очень законно, — осторожно высказывается он, добавляя, что Финансовая полиция уже начала криминальный процесс в этой связи — правоохранительный органы подозревают попытку мошенничества.
Кстати: некоторое время назад Сейм озаботился тратой средств из Гарантийного фонда неплатежеспособности. Депутатов взволновали случаи попытки аферистов выкачать из фонда побольше денег путем назначения себе огромных зарплат в разорившихся фирмах. Законодатели задумались о том, чтобы ограничить сумму выплат компенсации 720 латами.
Но пока этот вопрос отложен на неопределенное время — депутаты не придумали, как отделять «праведных» безработных от «неправедных».
Скандал с подписью экс-премьера
На публику скандалы вокруг фирмы Azur Real выплеснулись еще прошлой осенью. Фирма была создана для реконструкции гостиничного комплекса в дюнной зоне, в Юрмале по адресу: Капу, 95. Принадлежала фирма экс-премьеру Латвии Валдису Биркавсу, гражданину Израиля Борису Гафту, Максиму Вецтелю и Ирине Фонаревой. Под этот участок владельцы фирмы взяли несколько кредитов. Самый крупный — на 4,36 млн. латов.
2 сентября прошлого года внеочередное собрание участников приняло решение исключить из правления Ирину Фонареву. Только сама г-жа Фонарева считает, что сделано это совершенно незаконно. И вот, почему.
Во-первых, ее о собрании не предупредили так, как это положено по закону. По почте она получила лишь белый лист.
Во-вторых, возможно под протоколом собрания стоит поддельная подпись Валдиса Биркавса. Экс-премьер точно помнит, что 26 августа его на собрании не было. Но он был на собрании 2 сентября, где обсуждались совсем другие вопросы, и тогда протокол подписал. Так что он теперь не исключает, что либо под первым протоколом кто-то подделал его подпись, либо к раннему протоколу подшили лист с подписями все участников второго собрания.
Сейчас вопрос о незаконном исключении из состава правления Ирины Фонаревой и подделке подписи Валдиса Биркавса рассматривается в Экономической полиции — по этим фактам начат криминальный процесс.
Подробнее об этом деле читайте в ближайшие дни на сайте kriminal.lv