Эти решения повергли в шок страховщиков. В Латвии на дорогах гибнет около 200 человек в год. Представители страховых фирм задаются вопросом: что будет, если в каждом случае будут присуждать такие суммы? Видимо, этот вопрос будет "устаканиваться" еще довольно долго.
Таксист на "встречке" врезался в Audi 90
Начнем с дела о выигранных 42 401 евро, так как по нему приговор недавно вступил в силу.
Все началось с трагедии в феврале 2006 года. В тот вечер около 20.50 по ул. Вароню в Риге ехал таксист. На задние колеса его авто не были поставлены зимние шины, к тому же сам шофер был пьян. И вот, в темноте, во время мокрого снегопада, таксист решился на обгон, но на встречке врезался в Audi 90. Водитель и пассажирка автомобиля погибли. Пассажиры такси отделались телесными повреждениями легкой и средней тяжести.
С уголовной составляющей этой трагедии все решилось довольно просто: виновника преступления довольно быстро приговорили к тюремному заключению на 6 лет и отъему прав на 5 лет.
Однако для семьи пострадавших на этом история не закончилась. Тем более, что у погибшей пары остался ребенок 1995 г.р.
Его бабушка, назначенная опекуном, подала иск в суд, требуя взыскать со страховой компании Baltikums возмещение морального ущерба в размере 200 000 латов. Вместе с материальным ущербом сумма иска составила 250 000 латов.
Иск бабушки основывался на 1 пункте 15-й статьи закона об обязательном страховании гражданской ответственности (закон об OCTA).
Эта статья говорит, что когда наступает страховой случай, страховщик, который застраховал гражданскую ответственность владельца авто, или Бюро страховщиков транспортных средств (если возмещение выплачивается из Гарантийного фонда), покрывает убытки, не превышая определенный лимит. На тот момент (конец нулевых), этот лимит составлял 250 000 латов за пострадавшего человека (сейчас 5 000 000 евро) и 70 000 латов за пострадавшее имущество (сейчас до 1 000 000 евро).
Однако страховщики отказались выплачивать такую компенсацию, сославшись на правила Кабинета министров Nr. 331 (об объеме страхового возмещения и порядке его расчеты за нематериальные убытки). Пункт 7-й этих правил гласит, что объем за боль и страдание в связи со смертью кормильца, иждивенца или супруга составляет всего 100 латов (150 евро). В связи с этим, страховщики сироте за обоих погибших родителей выплатили всего по сотне латов. В качестве возмещения материального ущерба ребенок получил 4497,47 латов.
Затем летом 2014 года правила Кабинета министров Nr.331 были отменены с момента принятия, то есть, с 21 мая 2005 года. А значит, что для всех, кто за все это время получил мизерное возмещение, согласно этим правилам, есть шанс побороться за более достойные суммы.
И вот решение, которое было вынесено 7 декабря 2015 года: возместить нематериальный ущерб пострадавшего на сумму 42 401,58 евро. В остальном иск отклонили. Однако после этого, что ожидаемо, последовало обжалование.
Точка в этом деле была поставлена 26 октября уже нынешнего года, когда была отклонена кассация. Так что приговор получил законную силу. Как видим, добиваться этого решения пришлось более 10-ти лет после аварии.