Наказание уменьшается
Итак, под судом оказались два бизнесмена - Д. судили за уклонение от уплаты налогов, а его сообвиняемого Ф. - за уклонение и пособничество уклонению (номер дела Nr. 15830022112).
К середине нынешнего года их дело уже прошло непростой путь в двух инстанциях судов, которые по-разному расценили ситуацию.
Поначалу приговор выглядел весьма впечатляющим для осужденных. Лиепайский суд 21 апреля 2016 года приговорил Ф. к 4,5 годам условно с отъемом права заниматься предпринимательской деятельностью на 4 года. Д. приговорили к 2,5 годам условно. Оба должны были возместить бюджету убытки на сумму 422 250,94 евро.
Однако при пересмотре дела в суде второй инстанции обоих оправдали и признали невиновными.
Но на этом все не закончилось. Прокурор подала кассацию и Верховный суд отправил дело на пересмотр.
9 октября 2018 года Курземский окружной суд снова рассматривал это дело и оба обвиняемых снова были признаны виновными. На этот раз Д. получил 2 года условно с отъемом права вести предпринимательскую деятельность на 2 года, а Ф. - год и 8 месяцев условно с отъемом вести предпринимательскую деятельность на 1 год и 6 месяцев.
Но обвинение возмутилось столь мягким приговором, и снова внесло кассацию, настаивая, что зря суд не определил в пользу СГД никакой компенсацию. Впрочем, сами обвиняемые тоже подали кассацию, настаивая на своей невиновности.
Очень много ягод
Судя по материалам дела, Д. был уполномоченным лицом некой фирмы (действовал по генеральной доверенность владельца и члена правления). Как считает прокурор, он договорился с членом правления фирмы Б. (этим членом правления был Ф.), что они помогут друг другу уклониться от уплаты налогов. Они подготовят документы о фиктивных сделках, благодаря чему у фирмы Ф. будет занижен НДС. В итоге Ф. воспользовался документами, которые подготовил Д.
Фирма, судя по бумагам, на крупные суммы покупала ягоды у фирмы Б. Деньги за ягоды выплачивались приличные - в одной из сделок фигурировало 96 084,01 евро.
В итоге, за счет 13-ти сделок, по мнению обвинения, компания Б. необоснованно увеличила предналог и уменьшила выплаты НДС.
Как уже сказано, в решении Сената фигурировала сумма ущерба в 422 250,94 евро.
"Это не то, что вы подумали"
В ходе последнего пересмотра компенсацию решили не взыскивать, так как суд посчитал, что не доказано, сколько именно из якобы переплаченного налога было использовано на то, чтобы "скостить" НДС.
То есть: это не совсем неуплата налогов, а скорее, попытка не уплатить их. Однако прокурор настаивал: сама подача декларации НДС с фиктивным "переплаченным предналогом" это уже и есть уклонение. Ведь (не)оплата НДС происходит, когда в СГД подают декларации НДМ и из декларации вычитать суммы зачисленного предналога. Так что преступление считается законченным. И СГД имеет полное право на компенсацию.
Защита, наоборот, настаивала на невиновности обоих. Так, адвокат Ф. настаивал, что его клиент никогда ни о каких махинациях не договаривался с Д., не готовил никаких документов для фиктивных сделок. Он просто прислал чистые заготовки для счетов-накладных без подписи, что никак нельзя использовать для отчисления налогов. Кроме того, фирма Ф. - компания А. - в своих декларациях НДС не указывала упомянутые в обвинении сделки.
И кроме того: Ф. вменили, что он скрывал бухгалтерию фирмы и кассовые документы, как и информацию о получении наличных. Но у фирмы никогда не было кассового аппарата, кассовой системы или оборудования, так что у предприятия не было обязанностей оформлять бухгалтерские документы в СГД, - указала защита.
Чем закончилось дело - читайте на 2-й странице.