Случай в Эстонии
Недавно с 36-летним Александром произошел трагический случай. Будучи в изрядном подпитии (сообщают о четырех промилле алкоголя в крови), по дороге домой он решил выяснить отношения с одним из прохожих. Завязалась словесная перепалка. Вахур, так звали прохожего, не стал церемониться и нанес обидчику два удара – Александр получил серьезные травмы головы и полностью потерял трудоспособность. Сейчас он вынужден сидеть на таблетках и, как говорит отец потерпевшего, полностью потерял интерес к жизни.
Суд первой инстанции посчитал такие действия Вахура превышением необходимой самообороны, назначил ему штраф в 1985 евро и приговорил к условному сроку с двухлетним испытательным сроком, а также – к выплате денежной компенсации Александру за моральный и материальный ущерб.
Но история на этом не закончилась. Окружной суд не только снял все обвинения и полностью оправдал Вахура, но и освободил от необходимости выплачивать компенсацию. В решении суда говорится, что: «...он (Александр) нарушил моральное и физическое благополучие Вахура. А так как Вахур нападавшего не знал, не знал, на что тот способен, и не мог определить, насколько тот пьян, и не имел времени решать, куда лучше бить, то его действия не являются превышением самообороны».
Подобные случаи происходят нередко. Как защищаться от обидчика, чтобы самому не стать преступником? Об этом рассказала присяжный адвокат Хелена Пурвиня.
Соизмеримый ответ на реальную угрозу
– Хелена, что такое необходимая самооборона?
– Понятие необходимой самообороны определяется в ст. 29 Уголовного закона. Это действия, которыми вы защищаете государственные или общественные интересы, свои права или права других лиц, защищаете себя или других от нападения или угрозы нападения, причиняя вред агрессору. В законе сказано, что вы имеете право на необходимую оборону независимо от того, есть ли у вас возможность убежать или попросить о помощи других. Плюс ко всему, причинение вреда нападающему по неосторожности при отражении нападения не является уголовно наказуемым действием. Но тут есть важный момент – угроза нападения должна быть реальной.
– Какие действия говорят о реальной угрозе?
– Предположим, на ребенка или девушку в темном переулке нападает мужчина, хватает и тащит. Если жертва в этот момент вытащит из сумки, скажем, нож, ударит нападавшего и убежит, то ее, скорее всего, не привлекут к уголовной ответственности, даже если нападавший получит серьезные телесные повреждения от легких до тяжелых или даже умрет. В данном случае очевидно, что необходимости ждать продолжения действий нападавшего нет. И так ясно, что далее последует или ограбление, или избиение, или изнасилование, или все вместе либо в некоторых комбинациях.
– Считается ли угрозой хватание за одежду, части тела, встряхивания, удержания?
– Да, если вы понимаете, что вас сейчас начнут бить и, как писали Ильф и Петров, возможно, даже ногами. В то же время, какие действия последуют с вашей стороны? Ударите нападающего рукой или ногой – одно, выстрелите из пистолета – совсем другое. Тут имеет значение соразмерность ответа на агрессию. Важно оценивать характер нападения, его объем.
– Высказанные угрозы от «Я твой труба шатал...» до «Я тебя сейчас убью!» считаются нападением?
– Нет. Слов недостаточно, чтобы жертва ответила нападающему телесными повреждениями. По отношению к жертве должны быть совершены реальные действия. Вот случай из моей практики. Парень отдыхал в кафе и, проходя мимо столиков, случайно задел соседский. Сидящий за ним молодой человек обозвал его грубым словом, крайне обидным для мужчины гетеросексуальной ориентации. Тот в ответ обиделся и предложил выйти на улицу поговорить с глазу на глаз. Как только они вышли на свежий воздух, тот, кого обозвали, тут же получил сильный удар в лицо, от которого, по его словам, у него потемнело в глазах и помутнело в голове. В ответ он вынул из кармана нож и ударил своего обидчика в живот. Драка тут же закончилась, и они разошлись. Ударивший ножом в полицию не пошел, а обратился за медицинской помощью. Медики констатировали у него перелом челюсти, после которого он долго восстанавливался. В свою очередь мужчина, получивший ножевое ранение, написал заявление в полицию, которая и завела уголовное дело против его обидчика. Однако впоследствии стороны примирились и до суда дело не дошло. Думаю, что парня со сломанной челюстью оправдали бы, поскольку на него реально напали и он получил телесные повреждения средней тяжести еще до того, как использовал нож. Вот другой случай, но уже с семейной парой. Мужчина часто выпивал и издевался над женщиной, бил, нанося телесные повреждения. Однажды даже вырвал клок волос с куском кожи и сломал нос. Тем не менее женщина его прощала. Как-то раз вечером он пришел домой в изрядном подпитии. Застал ее на кухне, начал к ней цепляться, замахнулся кулаком. В ее памяти всплыли все случаи избиений и издевательств, причиненные боль и страдания. Она схватила нож и воткнула в своего обидчика. На кого полиция завела дело, как вы думаете? На женщину! Я доказывала в полиции, что у женщины были все основания расценивать такие действия как угрозу ее жизни и здоровью, как происходило не раз. Ждать развития событий для нее не было никакого смысла.
– Неужели ее осудили?
– Нет, они с мужем заключили мировую и до суда дело не дошло. Взамен он потребовал возместить ему моральный ущерб. Она и заплатила. Вместе, правда, больше не живут. Как бы там ни было, повторюсь, если на вас напали, вы должны правильно оценивать свои действия, понять, реальная ли угроза и действительно ли она воплощается в жизнь. Ваш ответ должен быть соразмерным нападению. Иначе вы сами можете попасть на скамью подсудимых, где, даже будучи невиновным, вам придется доказывать свою невиновность.